24.04.2007  Деловые круги Казахстана и Саудовской Аравии расширяют сферу сотрудничества

   Деловые круги Казахстана и Саудовской Аравии расширяют сферу торгово­экономического сотрудничества. На форуме с участием союза «Атамекен» и зарубежных предпринимателей стороны рассмотрели наиболее выгодные бизнес-проекты, осуществлять которые предполагается сообща, создавая совместные предприятия.
   Саудовская Аравия занимает 18-е место среди наиболее крупных мировых экспортеров и 36-е – среди импортеров. Главным образом Джидда поставляет на международные рынки нефть и нефтепродукты. А статей импорта у саудовцев гораздо больше: это оборудование, аппаратура, продукты питания, химическая продукция и текстиль. В отношении Казахстана у саудовских бизнесменов интерес особый, они надеются договориться с нами о покупке пшеницы. Как отметил председатель общественного союза предпринимателей и работодателей «Атамекен» Азат Перуашев, зарубежные инвесторы готовы вкладывать деньги в переработку зерна и продуктов питания в Казахстане, чтобы в свою страну ввозить уже готовые товары, а не просто сырье. То же самое касается металлургии, нефтехимической промышленности и ряда других отраслей.
   Отечественные бизнесмены рассматривают Саудовскую Аравию, как важнейшего партнера на Ближнем Востоке. Объем товарооборота между Астаной и Джиддой по итогам прошлого года составил 11 млн долларов. По словам министра индустрии и торговли РК Галыма Оразбакова, «это очень незначительная цифра».
   – У нас имеется хорошая возможность изменить положение дел. Причем важно не только изменить количественные показатели товарооборота, но и диверсифицировать его, – подчеркнул глава Мин-индустрии. – Мы имеем в виду тот факт, что Королевство обладает значительными средствами для инвестирования. А Казахстан в свою очередь создал все условия для того, чтобы инвестиции из-за рубежа были эффективными и надежными.
   Большая часть имеющихся совместных предприятий (а всего их 25) занята в сфере услуг. Между тем, с точки зрения современного развития казахстанской и саудовской экономик, целесообразнее развивать серьезное конкурентоспособное производство. В частности, Мининдустрии предложило деловым кругам Джидды инвестировать в строительство заводов, выпускающих, к примеру, ферромарганец или кальцинированную соду. Правительство уже подсчитало, что проект по производству соды потребует для реализации 275 млн долларов. Аналогичных предприятий на территории Казахстана и даже в ближайших регионах сегодня нет, значит, и спрос на продукцию будет высокий. Кстати, главным потребителем кальцинированной соды через два­три года может стать сам Казахстан. Поскольку в скором времени в стране предполагается запустить два крупных стекольных производства, потребность которых в кальцинированной соде будет исчисляться сотнями тысяч тонн. Еще одна статья для зарубежных капиталов – развитие химических производств, выпускающих азотные, фосфорные и комплексные минеральные удобрения. Потенциальным импортером этой продукции может выступить близлежащий рынок Китая. Не исключено, что при благополучном стечении обстоятельств некоторые казахстанско-саудовские СП смогут впоследствии войти в тридцатку корпоративных лидеров Казахстана.
   Визит зарубежной делегации в Астану организовал Саудовский центр развития экспорта, который занимается продвижением ненефтяного экспорта. В прошлом году объем его поставок на ближние и отдаленные рынки составил около 25 млрд долларов. Через пять саудовцы ожидают, что эта цифра вырастет до 50 млрд. Тем не менее Джидда не собирается отказываться от казахстанских инвестиций.
   – Казахстан стал государством, экспортирующим инвестиции, объем которых достигает 18 млрд. долларов. Мы надеемся получить несколько таких миллиардов на саудовском рынке, – обратился к казахстанским партнерам по бизнесу сопредседатель делового совета бизнесменов РК и КСА, президент центра по развитию экспорта Королевства, доктор Абдрахман Замилья.
   Теперь саудовские предприниматели ждут казахстанцев с ответным визитом в Джидду.