24.04.2007 Холодный чай разогрел украинский рынок Украинские производители напитков начинают активно инвестировать в производство холодного чая. В 2006 г. рынок холодного чая составил 6 млн декалитров, и по прогнозам аналитиков вырастет в 2007 еще на 50%, до 8-9 млн декалитров. До конца года в этом сегменте может возникнуть серьезная конкуренция. В 2004 г. пионер рынка холодного чая компания «Кока-Кола» вывела на украинский рынок холодный чай ТМ Nestea, который сейчас занимает по разным оценкам 60-80% рынка. Задолго до «Кока-Колы», в конце прошлого века украинские компании пытались освоить сегмент холодного чая, однако высокая стоимость продукции тогда отпугнула потребителя. В 2006 г. на рынок холодного чая вышла водочная корпорация «Олимп» с ТМ «Ювента» и компания «Росинка» с чаем под одноименной торговой маркой. Также в 2006 г. группа предприятий «Ассоциация внедрения инвестиций» (ТМ «Золотой колодец»,«Лимчик», «Газировка») начала выпуск холодного чая на запущенном в сентябре заводе в Артемовске под ТМ «Top Tea». В конце апреля крупный производитель соков компания «Сандора» выведет на рынок холодный чай в среднем ценовом сегменте в ПЭТ-упаковке под ТМ «Sanday Ice Tea». Сейчас компания «Эрлан» (ТМ «Биола») ведет переговоры с пивоваренной группой компаний ВВH о начале производства последней холодного чая на мощностях «Эрлана». В компании «Сандора» отмечают, что в Украине рынок холодных чаёв только начинает развиваться, и конкуренция больше проявляется не между торговыми марками внутри сегмента, а между схожими категориями: безалкогольными, сокосодержащими напитками, и в какой-то степени с нектарами и соками. «Чаи составят серьезную конкуренцию газированным прохладительным напиткам»,— отмечают в компании. По данным аналитика финансово-аналитической компании «Pro-consulting» Александра Соколова доля холодного чая на отечественном рынке сладких и безалкогольных напитков сейчас составляет менее 0,5%. Он отметил, что рынок сформировался только в прошлом году, очень быстро развивается, поэтому о существенной конкуренции на нем пока не может быть и речи. «Сейчас все объемы производства съедает рост рынка»,— сказал Александр Соколов. Однако вход на рынок достаточно дорогой — только оборудование стоит несколько миллионов долларов. «Поэтому пока на рынке преобладает импорт, его доля составляет около 60%»,— говорит аналитик. К примеру, группе предприятий «Ассоциация внедрения инвестиций» покупка оборудования мощностью 15-18 тыс. литровых бутылок в час для производства чая под ТМ «TopTea» обошлась в $11 млн. По мнению Александра Соколова, в ближайшее время ситуация изменится и доля местных игроков вырастет. «Я думаю что все компании, работающие на рынке сладких и безалкогольных напитков, выведут на рынок бренды холодных чаев, чтобы участвовать в конкурентной борьбе»,— прогнозирует аналитик. С ним согласна и директор по маркетингу и развитию ООО «АВИ» Любовь Ашуркова, которая считает что в 2007 г. количество компаний, производящих холодный чай, значительно увеличится. «В этом году они вырастут как грибы»,— считает она. В США и Европе объембыстрорастущего рынка холодного чая и кофе оценивается в EUR23 млрд. В мире продажи холодного чая и кофе, достигли 4% общего объема рынка прохладительных напитков. В соседней России доля таких напитков пока мала, но в 2006 г. они стали «хитом сезона» и потому следует ожидать бурного роста этого сектора. По объему потребления холодного чая Россия занимает седьмое место в Европе, по темпам роста потребления — первое. В 2005 г. рост на российском рынке составил 93%. В 2006 г. общий объем потребления достиг 18-19 млн. дал, что примерно на 55% больше показателей 2005 г. |