15.04.2007  «Азбука вкуса» идет на Украину на деньги ЕБРР

   Компания «Городской супермаркет», управляющая сетью супермаркетов «Азбука вкуса», планирует привлечь кредит Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) на сумму до 50 млн долл. Как говорится в материалах банка, эти средства «Азбука вкуса», которая сейчас присутствует только в Москве, намерена использовать для освоения российских регионов и рынка Украины.
   Торговая сеть «Азбука вкуса» основана в 1997 году. В сеть входят 19 супермаркетов в Москве. Выручка в 2006 году составила 148 млн долл., чистая прибыль — 17 млн долл. Акционерами компании являются ее основатели Максим Кощеенко, Сергей Верещагин, Олег Лыткин и Олег Трыкин, каждому из которых принадлежит по 25% акций.
   В текущем году торговая сеть намерена вложить в свое развитие 56 млн долл., из которых 12 млн долл. — собственные средства, 44 млн долл. — заемные. Все эти деньги в основном пойдут на открытие новых магазинов, в планах компании выйти в регионы и на рынок Украины. «Мы уже заключили договоры аренды на помещения в двух торговых центрах Санкт-Петербурга — «Атлантик-Сити» и «Ривер Хаус», где мы займем место «Рамстора», — рассказал пресс-секретарь компании Николай Комаров.
   «Если «Азбука вкуса» решится выйти на украинский рынок, стратегия нашей экспансии будет сходна с действиями компании по выходу в Санкт-Петербург: мы будем выходить самостоятельно, без франчайзинговых партнеров, без изменений в формате, с адаптированной к локальному рынку ценовой и ассортиментной политикой», - сказал он.
   Стоимость открытия одной торговой точки в России обходится «Азбуке вкуса» в 4—4,5 млн долл. «На Украине эти затраты могут оказаться немного поменьше за счет арендных платежей, которые, например, в Киеве в среднем на 30% ниже, чем в Москве», — отмечает директор по развитию Swiss Realty Group Илья Шершнев.
   Однако, несмотря на более низкие затраты, по мнению аналитиков, перспектив на Украине у «Азбуки вкуса» гораздо меньше, чем в России. Так, по мнению аналитика ИК «Тройка Диалог» Михаила Терентьева, работа российских ритейлеров на Украине сопряжена с рядом рисков и трудностей, от правовых до логистических.
   О своих амбициозных планах по выходу на Украину заявляли сети «Пятерочка», «Перекресток», «Патэрсон». Каждая из этих компаний планировала открыть по несколько десятков торговых точек и рассчитывала занять не менее 10% украинского рынка. Однако сегодня доля российских ритейлеров на Украине ниже 1%. «Пятерочке» пришлось развиваться по франчайзингу (16 франчайзинговых магазинов в Харькове), «Перекресток» открыл четыре магазина в Киеве, там же присутствует и «Патэрсон» с тремя торговыми точками.
   По словам директора по развитию «Патэрсона» Николая Габышева, из-за низкой покупательской способности населения темпы роста бизнеса оказываются значительно ниже российских. «Кроме того, цены на торговые площади в Киеве сильно завышены, учитывая очень плохое качество помещений, требующих подчас полной реконструкции. Это делает вложения экономически не обоснованными», — говорит представитель одной из торговых сетей, также изучающей возможность работы на Украине.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам RBC Daily