02.04.2007 МЭРТ займет у бизнеса на строительство дорог Минэкономразвития готовит для внесения в правительство предложения по выпуску облигационного займа на строительство платных автодорог. В пятницу об этом заявил глава МЭРТ Герман Греф. По мнению экспертов, доходность облигаций может составить 7,5—8,5% годовых со сроком погашения пять-шесть лет. По данным первого заместителя директора ФГУП «Дороги России» Александра Носова, сегодня в России вместо 20 тыс. км дорог вводится в эксплуатацию лишь 2 тыс. км. На строительство дорожного полотна необходимо ежегодно тратить от 800 млрд до 1 трлн руб. Сейчас же в среднем расходуется чуть более 100 млрд руб. Только в 2007 году Минфин увеличил расходы бюджета на строительство дорог почти до 200 млрд руб. Впервые Герман Греф заговорил о выпуске облигаций автодорожного займа еще в прошлом году. Как признался министр, эту идею власти позаимствовали у китайцев, которые выпускают восьмилетние облигационные займы. В России, по мнению г-на Грефа, такого рода займы помогли бы решить сразу две задачи: и инвестиционные расходы на строительство дорог, и борьба с инфляцией. Государство уже начало привлекать частный капитал в дорожное строительство и определило для себя первые проекты платных дорог, которые будут строиться вместе с бизнесом. Это Западный скоростной диаметр и Орловский туннель под Невой в Санкт-Петербурге, строительство нового выхода на московскую кольцевую дорогу со стороны трассы М-1 «Беларусь», а также строительство платной автодороги М-4 «Дон» от Москвы до Новороссийска. Все эти проекты получат часть государственных средств из Инвестиционного фонда и будут реализованы на условиях концессионного соглашения. Правовую основу под платные дороги подведет одобренный правительством для внесения в Думу законопроект «О платных автомобильных дорогах». Как отмечает Александр Носов, заимствовать у бизнеса деньги на дальнейшее строительства платных дорог можно будет после того, как в России заработают первые платные дороги и бизнес убедится в их рентабельности. Но это произойдет в лучшем случае лет через шесть-семь. Сначала государство проведет конкурсы и выберет концессионера. Лет пять займет строительство дороги. И только когда государство получит первый доход от эксплуатации, можно будет задуматься о выпуске ценных бумаг. Государство в данном случае может быть представлено созданным под эти цели государственным АО, которое займется обслуживанием трассы, сбором платы и выступит эмитентом облигационного займа. Эксперты отмечают, что большой прибыли облигации автодорожного займа не принесут. По мнению начальника департамента анализа долгового рынка ИК «Велес Капитал» Ивана Манаенко, доходность таких бумаг «может составить примерно 7,5—8,5% годовых, с учетом срока погашения пять лет». При этом эксперт сомневается, что в России дороги смогут окупиться за столь короткий срок, поэтому государству придется подумать еще о механизме финансирования возврата долгов. ИА "Альянс Медиа" по материалам RBC Daily |