15.02.2006  Контрафакт угрожает национальной безопасности РФ

   Распространение в России контрафактной и фальсифицированной продукции достигло такого уровня, что уже угрожает национальной безопасности страны. Оборот этого рынка неизменно растет, и особое беспокойство вызывает распространение контрафактной лекарственной продукции и продуктов питания, что наносит вред здоровью граждан. Сложившейся ситуацией обеспокоены как органы власти и потребители, так и бизнес-сообщество. О том, каким образом можно бороться с распространением контрафакта и защищать права легальных производителей продукции, шла речь во вторник, 14 февраля, в ходе парламентских слушаний в Госдуме на тему «О законодательных мерах и технических методах противодействия обороту контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции в Российской Федерации».
   Открывая слушания, заместитель председателя Госдумы Владимир Катренко заявил, что с проблемой контрафактной и фальсифицированной продукции Россия впервые столкнулась в начале 1990-х годов. В настоящее время эта проблема, по его словам, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, экономическую безопасность государства. Он сообщил, что число правонарушений в этой области постоянно растет, что уже стало устойчивой тенденцией. Так, если в 1999 году было выявлено 850 преступлений, связанных с оборотом контрафактной и фальсифицированной продукции, то в 2000 году – 2 тыс., в 2001 – 2,5 тыс., в 2003 – 2800, а в 2004 году – 3200. Особую озабоченность, подчеркнул В.Катренко, вызывает проблема фальсификации лекарственных средств.
   Заместитель председателя ГД заявил, что нынешнюю ситуацию с производством и реализацией в стране контрафактной продукции необходимо кардинально менять, для чего следует реформировать законодательство, в частности, следует пересмотреть и ужесточить меры ответственности за подобные правонарушения, установить методы и принципы проведения государственных контрольно-надзорных мероприятий. По словам В.Катренко, один из способов противодействия обороту контрафактной фальсифицированной продукции – внедрение защитных идентификационных технологий легальных производителей.
   Он отметил также, что актуальными являются требования создания национальной системы защиты объектов интеллектуальной собственности, тем более что это является одним из требований вступления России в ВТО.
   Выступая в ходе слушаний, председатель Комитета ГД по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов заявил, что распространение контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции затрагивает все сферы жизни страны, практически весь ассортимент потребительских товаров подвержен подделке. Особое беспокойство, по его словам, вызывает подделка продуктов питания и лекарственных препаратов, а также товаров для детей. Он подверг критике правоприменительную практику в сфере борьбы с контрафактом: судебные приговоры не всегда адекватны совершённым деяниям, организаторы крупных подпольных производств наказываются штрафами и условными сроками и продолжают свою деятельность.
   В.Драганов считает, что необходимо изменять отношение к контрафакту самих производителей, продавцов и потребителей: «должна формироваться их активная гражданская позиция, ответственность за пассивность и бездействие, которые порождают безнаказанность, рост криминализации и коррупции в этой сфере». «Попустительство контрафакту, – подчеркнул председатель комитета, - это создание мощного барьера на пути развития отечественной науки, внедрения современных технологий, производства качественных товаров». Он высказал уверенность, что Россия должна строить цивилизованный и безопасный рынок вне зависимости от вступления во Всемирную торговую организацию. Кроме того, добавил он, проблема контрафакта – это проблема не только России, это проблема и благополучных рынков Европы и Америки.
   Заместитель председателя Комитета ГД по экономической политике, предпринимательству и туризму Алексей Лихачев сообщил, что год назад при комитете был создан экспертный совет, занимающийся законопроектной работой в области правового регулирования и защиты интеллектуальной собственности. Экспертным советом были разработаны законопроекты, вносящие поправки в закон о товарных знаках, закон о лекарственных препаратах и Уголовный кодекс. В настоящее время все эти законопроекты находятся в стадии рассмотрения соответствующих комитетов.
   Кроме того, отметил А.Лихачев, при комитете действует рабочая группа по подготовке законопроекта о передаче федеральных технологий: в настоящее время разработаны концепции трех таких законопроектов, которые предусматривают как механизм передачи технологий, так и механизм их производства, правообладания, а также стимулирование государством развития этой отрасли. А.Лихачев выразил надежду, что в течение 2006 года такой законопроект будет внесен в Госдуму.
   Подводя итог своему выступлению, А.Лихачев заявил: «Россия является частью интернационального контрафактного пространства, но не является его организатором». Он подчеркнул необходимость консолидации усилий всех стран в борьбе с распространением контрафактной продукции.
   Заместитель председателя Комитета ГД по экономической политике, предпринимательству и туризму Елена Панина заявила, что бороться следует в комплексе с контрафактной, фальсифицированной и контрабандной продукцией, так как только такая работа позволит объединить усилия различных ведомств. По ее словам, на сегодняшний день объемы оборота контрафактной, фальсифицированной и контрабандной продукции угрожают национальной безопасности России. По данным Всемирной организации по борьбе с контрафактом, в мировом торговом обороте 8% составляет контрафактная продукция. В России эти цифры достигают 50-90%. В частности, уровень контрафактной продукции в сфере производства программного обеспечения составляет 80-90% по России, в Украине - 90%, Белоруссии - 94%, Грузии - 73%, в то время как в США, Великобритании и Франции - менее 10%, в Финляндии и Италии - 10-25%, в Польше и Бразилии - 25-50%.
   Как сообщила Е.Панина, в текстильной и легкой промышленности РФ доля контрафактной продукции составляет примерно 57%. «Теневой» рынок лекарственных препаратов, по оценкам Министерства здравоохранения и социального развития РФ, оценивается в 250-300 млн долларов, 67% фальсифицированной продукции на этом рынке – российского производства.
   Среди наиболее часто подделываемых товаров Е.Панина назвала одежду и обувь марки Adidas, джинсы Levi’s, часы Rolex, сигареты Marlboro и Winston, лекарственный препарат Виагра.
   Е.Панина уверена, что борьба должна вестись комплексно, а не отдельными рейдами. Необходимо ввести системные методы борьбы с контрафактом, для чего нужно создать под эгидой Совета безопасности как федеральные, так и региональные специальные комиссии с чрезвычайными полномочиями. В состав этих комиссий должны войти представители всех силовых ведомств, судов, общественных организаций предпринимателей и потребителей, органов исполнительной и законодательной власти, СМИ.
   Кроме того, Е.Панина считает необходимым внесение изменений в ряд законов РФ. В частности, нужны изменения в закон о милиции, расширяющие полномочия сотрудников милиции; в закон о лекарственных средствах, прописывающие понятие фальсифицированной продукции; в КоАП, ужесточающие меры наказания, увеличивающие штрафы; в УК, ужесточающие уголовную ответственность производителей контрафактной и фальсифицированной продукции; в закон о товарных знаках.
   По итогам парламентских слушаний были приняты рекомендации. В частности, участники слушаний рекомендуют Госдуме разработать проекты федеральных законов по противодействию обороту контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции. В рамках межпарламентского диалога с рядом стран (Польша, Турция, Китай, Индия) следует добиться гармонизации законодательства и развития сотрудничества в целях прекращения поступления на российский рынок контрафактной и фальсифицированной продукции из этих стран. Также необходимо внести в проект ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О лекарственных средствах», принятый в первом чтении, дополнения о введении обязательного применения единых защитных идентификационных признаков, подтверждающих подлинность и легальное происхождение лекарственных средств.
   Федеральному собранию совместно с Правительством РФ участники слушаний рекомендуют подготовить программу изменений в действующее законодательство. В сфере уголовного законодательства следует установить уголовную ответственность за производство, изготовление, хранение и распространение фальсифицированных лекарственных средств, продуктов питания, парфюмерных продуктов, детских игрушек, запасных частей для автомобилей, железнодорожного и авиационного транспорта, строительных материалов. В сфере административного законодательства необходимо передать дела об административных правонарушениях, касающихся защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, из ведения арбитражных судов в суды общей юрисдикции. В сфере законодательства об интеллектуальной собственности нужно привести в соответствие нормы законодательства об авторских и смежных правах с нормами законодательства о товарных знаках в части конфискации контрафактных товаров. Также необходимо дополнить Патентный закон РФ положениями о порядке конфискации продукции, произведенной с нарушением прав патентообладателя. Кроме того, нужны изменения в ФЗ «Об авторском праве и смежных правах», «О товарных знаках, знаках обслуживания и мест происхождения товаров» в части запрещения сделок с контрафактной продукцией.
   ИА "Альянс Медиа"