03.03.2007 Частники догонят РЖД по величине вагонного парка «Российские железные дороги» прогнозируют, что уже через три года частные компании будут владеть почти половиной всего вагонного парка страны, тогда как сегодня в их распоряжении находится менее трети грузовых вагонов. Впрочем, чтобы догнать РЖД, частникам потребуется закупить до 2010 года не менее 150 тыс. вагонов. Эксперты опасаются, что вагоностроительные заводы не смогут обеспечить выполнение такого количества заказов. Сейчас на железных дорогах России работают 2,27 тыс. собственников подвижного состава, которые владеют 238,8 тыс. вагонов (27,9% инвентарного парка). Доля ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) составляет 72,1%. По данным РЖД, сейчас в России насчитывается более 80 грузовых операторов, работающих преимущественно в высокодоходных сегментах транспортного рынка, таких как перевозка нефти, минеральных удобрений и автомобилей. Наибольшее количество вагонов (более 1 тыс.) находится в собственности 52 организаций. Всего на них приходится 43,8% общего парка частного подвижного состава. Как сообщается в ежеквартальном отчете РЖД за четвертый квартал 2006 года со ссылкой на мнение экспертов, российским собственникам подвижного состава к 2010 году будет принадлежать до 50% вагонного парка страны. По данным госкомпании, доля иных собственников в общем инвентарном парке вагонов к 2010 году составит 46,2 % по сценарному и 43,8% базовому варианту. Несмотря на то что через три года планируется достижение примерно равного количества вагонов у частников и РЖД, ожидается неравномерное изменение доли компании по разным типам вагонов. В части крытых вагонов доля РЖД ожидается на уровне 67,9—73,5%, полувагонов — 57,5—62,2%, цистерн — 35—40%. В целом к 2010 году прогнозируется снижение доли РЖД в пользу сторонних операторов на 32,5—34,9%. Наибольший рост вагонов частного парка прогнозируется по полувагонам (в пять-шесть раз), платформам и крытым вагонам (в два-три раза). Впрочем, по мнению экспертов и участников рынка, у частных операторов могут возникнуть трудности с приобретением подвижного состава из-за загруженности вагоностроительных заводов. «Для достижения соотношения вагонного парка 50:50 частные компании должны увеличить свой парк не менее чем на 150 тыс. вагонов. В то же время РЖД к 2010 году планируют заменить не менее 150 тыс. грузовых вагонов, — рассказал эксперт-аналитик отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Виктор Литвинов. — Однако ни частные компании, ни РЖД не заключили до сих пор долгосрочных договоров с производителями с фиксированными объемами и ценами. Более того, производственные мощности вагоностроительных предприятий России и СНГ с необходимостью произвести 300 тыс. вагонов определенных модификаций за три года не справятся». ИА "Альянс Медиа" по материалам RBC Daily |