28.02.2007  Ростовская область: коммерческие бизнес-инкубаторы выращивают бизнес по-своему

   
   В феврале на ростовском рынке услуг появились коммерческие бизнес-инкубаторы.
   Они пошли по тому же пути, что и их предшественники, — бизнес-инкубаторы, развивающиеся в рамках государственной программы поддержки малого предпринимательства. И те и другие ограничились предоставлением урезанного пакета услуг, проигнорировав классические каноны «воспитания» бизнеса.
   Во всем мире бизнес-инкубаторы ассоциируются с детскими яслями, где о растущем предприятии заботятся, как о ребенке. На льготных условиях предоставляют помещения, средства связи, оргтехнику, оборудование. Помогают получить кредит и выйти с продукцией на рынок.
   В Ростовской области бизнес-инкубаторы в рамках государственной программы поддержки малого бизнеса стали создаваться в середине 1990-х, когда многие угольные предприятия были ликвидированы. Они должны были помочь бывшим угольщикам переквалифицироваться в предприниматели и хотя бы частично решить проблему безработицы.
   Новошахтинский зональный бизнес-инкубатор (НЗБИ) появился в регионе в числе первых и стал одним из самых мощных. Там были созданы учебный, информационно-консалтинговый, сервисный центры и даже бизнес-парк - иными словами, все, что на первых порах могло пригодиться начинающему предпринимателю.
   Однако, как выяснилось, от былой инфраструктуры сегодня у новошахтинского инкубатора остался лишь бизнес-парк.
   «У нас изначально не было цели содержать такое большое количество объектов, тем более что это было бы нерентабельно, — говорит директор НЗБИ Александр Налесный.
   — Еще будучи единой структурой, мы все заказы выполняли по самым низким расценкам. К примеру, разработка бизнес-плана в соседнем городе Шахты у «частников» стойла 10-15 тысяч, а мы делали это за три тысячи. В соответствии с принятой концепцией развития по мере выхода на самофинансирование отдельных структур бизнес-инкубатора, происходило их выделение из состава НЗБИ. Несмотря на это, они продолжают оставаться в системе поддержки предпринимательства города и оказывать тот же спектр услуг, что и раньше. А мы тем временем изучаем возможность и необходимость предоставления начинающим предпринимателям новых видов услуг. Это, в частности, содействие реализации инновационных проектов и создание программных продуктов для внедрения новых методов управления производством».
   Бизнес-парк, расположившийся на окраине города в здании бывшего административно-бытового комбината закрывшейся шахты «Несветаевская», — это все, что сейчас может предложить бизнес-инкубатор начинающим предпринимателям.
   Бизнес-парк, в свою очередь, предоставляет только одну услугу — льготную аренду помещения. Стоит она всего 30 рублей в месяц за один квадратный метр. Сюда входит налог на землю и на имущество. По сравнению со стоимостью аренды аналогичной площади муниципальной недвижимости, которая составляет 75 рублей за метр, и ценой рыночной недвижимости — 150 рублей, это предложение для начинающих бизнесменов очень выгодное. Хотя большая часть помещений выглядит непрезентабельно.
   Доход бизнес-парка составляет примерно 80 тысяч рублей в месяц с учетом того, что предприниматели платят и за электроэнергию, замечает Налесный. «Мы долго не могли выйти на самоокупаемость. Помещения, которые нам передало ОАО «Ростовуголь», были в таком плохом состоянии, что арендаторам приходилось постоянно делать ремонт, разумеется, за свой счет. Потом они вычитали эти суммы из арендной платы», - сказал он.
   Необходимость в ремонте до сих пор не отпала.
   Палитра растущего в этих стенах бизнеса довольно своеобразна: магазин ритуальных товаров, зал компьютерных игр, предприятия по деревообработке, пошиву рабочей одежды и обуви, детских трикотажных изделий. Всего здесь занято 350 человек.
   Интересно, что все предприниматели пришли сюда без конкурсного отбора и какой-либо оценки рентабельности проектов.
   «Мы не интересуемся, есть ли у предпринимателя заказы и конкурентоспособен ли его бизнес», — предоставляем в аренду помещения, на этом все, — говорит директор.
   У некоторых предпринимателей, работающих в бизнес-парке, получается не только держаться на плаву, но и развиваться. Виктор Багнюк в 1997 году начинал с маленького ателье, в котором шили костюмы и сорочки. Сейчас его продукция — рабочая одежда и трикотаж — продается в Москве.
   Виктор Багнюк стал одним из тех предпринимателей, кто, учитывая затраты на ремонт, по льготной цене приобрел в собственность арендуемую у бизнес-инкубатора площадь и получил здесь постоянную прописку. Тот факт, что площадей для новых претендентов на место в бизнес-инкубаторе теперь не хватит, Александра Налесного не смущает.
   «Главное, что мы сохранили это здание и дали людям возможность работать на этих площадях. Другие объекты угольной инфраструктуры давно разрушены, — констатирует Налесный. — Выкупив помещения, они наконец могут сделать капитальный ремонт, тогда как на условиях аренды никто этим заниматься не собирался — невыгодно».
   «Не могу сказать, что работа в Новошахтинском зональном бизнес-инкубаторе организована правильно: отсутствует конкурсный отбор проектов и ротация бизнеса, арендные помещения продаются, — говорит начальник отдела сопровождения проектов управления развитием малого предпринимательства и межрегиональных связей Минэкономики Ростовской области Людмила Сечкарева. — Но бизнес-инкубаторы — это некоммерческие партнерства, и они сами определяют свою стратегию.
   Главная услуга в большинстве бизнес- инкубаторов — предоставление площадей.
   Причем, не всегда на конкурсных условиях».
   По определению Национального содружества бизнес-инкубаторов, именно комплексный подход к оказанию услуг является главным условием успешного развития малых предприятий на начальном этапе. В Ростовской области большинство бизнес-инкубаторов предоставляет клиентам ограниченный спектр услуг.
   Каждый бизнес-инкубатор стремится оказывать те услуги, которые востребованы, считает Людмила Сечкарева. К примеру, в городе ощущается острый дефицит производственных площадей. А в сельских районах эта проблема отсутствует, но там начинающие бизнесмены нуждаются в информации, консультациях. Именно поэтому наблюдается такая дифференциация услуг. В целом деятельность бизнес-инкубаторов в Ростовской области достаточно эффективная. По итогам прошлого года их услугами воспользовалось более 170 предприятий, на которых работает около двух тысяч человек.
   Число субъектов малого предпринимательства, размещенных в них, выросло почти в три раза по сравнению с аналогичным периодом 2005 года.
   Появившиеся в феврале коммерческие бизнес-инкубаторы, как и их предшественники, проигнорировали классическую модель выращивания бизнеса, избрав менее трудоемкую, альтернативную. Предприниматели, заключившие договор с компанией, за пять тысяч рублей в месяц получают оборудованные оргтехникой рабочие места и возможность зарегистрировать юридический адрес. По желанию им предоставляется сопровождение деятельности фирмы: секретарь будет принимать всю поступающую корреспонденцию и отвечать на звонки. Все остальные заботы ложатся на плечи начинающего предпринимателя.
   В Ростовской области основную долю субъектов малого предпринимательства, пользующихся услугами бизнес-инкубаторов, составляют предприятия, работающие в сфере услуг, а также производственные предприятия, осуществляющие инновационную деятельность. Самой востребованной услугой бизнес-инкубаторов является предоставление в аренду производственных площадей и оборудования, а также предоставление информационно-консалтинговых услуг. В прошлом году на поддержку бизнес-инкубаторов из областного бюджета было выделено восемь с половиной миллионов рублей. 80 процентов этих средств пошло на капитальный ремонт и реконструкцию помещений Ростовского бизнес-инкубатора. Оставшаяся сумма была направлена на закупку компьютерной и оргтехники, программного обеспечения, офисной мебели, контрольно-кассовой техники и оборудования, необходимого для осуществления деятельности бизнес-инкубаторов. В этом году объем финансовой помощи увеличился на полтора миллиона.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам "Российской газеты - Юг России"