08.02.2007  Китай усиливает присутствие в энергетическом секторе Узбекистана

   Международный консорциум инвесторов получил право на разработку нефтегазовых месторождений в Узбекистане. Аналитики NBCA прогнозируют, что из всех его участников наибольшую активность продемонстрирует китайская сторона, движимая стратегией борьбы за мировые энергоресурсы.
   Вступило в силу соглашение о разделе продукции проекта «Арал», согласно которому международные участники консорциума пяти стран могут начать геологоразведочные работы на узбекистанском побережье Аральского моря. Вместе с южнокорейской, малайзийской и российской компаниями в консорциуме, деятельность которого рассчитана на 35 лет, равную долю имеют узбекская госкомпания «Узбекнефтегаз» и китайская China National Petroleum Corporation (CNPC).
   Как сообщил NBCA представитель CNPC Майк Жанг, исследовательская деятельность поможет CNPC выявить «потенциал нефтяных и газовых запасов с достаточным коммерческим масштабом».
   Другие наблюдатели по этому поводу обращают особое внимание на растущее присутствие китайских инвестиций в энергоперспективных проектах Узбекистана. В частности, упоминается декабрьское приобретение CNPC лицензии «Узбекнефтегаза» на разведывательные работы пяти нефтегазовых блоков в разных регионах страны.
   Общий объем китайских инвестиций в разведку нефтегазовых месторождений в 2007 году запланирован в размере около $26 миллионов, а в ближайшие пять лет эта сумма должна составить $208 миллионов.
   По словам одного из корейских аналитиков, изучающих Китай, среди растущего количества иностранных инвесторов в Узбекистане наиболее агрессивную позицию будет занимать Китай. «Он проводит политику широкой экспансии для получения всей стратегически важной энергии, насколько это возможно, - сказал источник. - На днях премьер-министр Китая Вэнь Цзябао объявил об использовании средств для более агрессивного инвестирования по всему миру, в особенности в энергетические ресурсы».
   Как сказал NBCA по телефону политический консультант Даврон Шарипов, китайское правительство самым серьезным образом намерено использовать экономические инструменты для политического доминирования в центральноазиатском регионе. «В качестве основного стержня этой экономической политики послужит документально задекларированное межправительственное соглашение между Китаем и Туркменистаном о строительстве газопровода в Китай через территорию центральноазиатских государств, в том числе и Узбекистана», - считает он.
   Желание Китая осваивать газовые энергетические ресурсы Узбекистана так же обусловлено необходимостью поиска дополнительных источников газа для этого газопровода, сказал Шарипов.