27.01.2007  Компас для бизнеса

   Бурный рост продаж делового программного обеспечения на российском рынке сменился спокойным ростом, который обеспечивают в основном за счет модернизации систем управления средних и малых предприятий, а также- реализации госпрограмм информации.
   Изменение динамики ярче всего видно по оборотам ведущего игрока на рынке делового программного обеспечения - компании “1C”: до 2005 года оборот ежегодно рос на 60-80%. Затем прирост зафиксировался на уровне 15-20% в год. В той или иной мере через стадии подъема и спада активности в продажах прошли, по-видимому, все основные игроки рынка.
   Период активного роста реализации делового программного обеспечения на Северо-Западе РФ связан с интеграционными процессами в промышленности и развертыванием сетевых компаний в Петербурге.
   Однако многие проекты в этих сегментах рынка осуществлялись с участием иностранного капитала. И по мере роста оборотов у инвесторов возникала необходимость в координации логистики поставок товаров между сетями в РФ и в Европе, поэтому в управленческие структуры вклинивали западные программные продукты. Они становились базовыми и вытесняли российские системы. Правда, с ними все чаще стали стыковать отдельные модули, созданные российскими поставщиками программного обеспечения.
   В компании “1С” вынуждены маневрировать, чтобы сохранить положительную динамику сбыта, развивают сеть собственных магазинов и партнерство с гипермаркетами (“Ашан”, “Метро”). В 2005 году в “1С” выпустили 5 новых “школьных” комплексов на платформе “1С: Образование 3.0”. Розничные продажи образовательного ПО после этого выросли на 42%. Компания выиграла тендеры на разработку 50 учебных комплексов для школ на своей платформе, а в 2006 году появилась “коробочная” версия продукта.
   Новинкой рынка делового программного обеспечения в 2006 году стало интегрированное решение “1С” и петербургских компаний DocsVision, Digital Design по управлению информационными ресурсами предприятий.
   Интеграция с российскими партнерами помогла существенно улучшить позиции компании SAP AG. Ранее она теряла рынок, потому что ориентировалась прежде всего на крупных корпоративных клиентов.
   Система продаж не отличалась гибкостью. Внедрение ее продуктов влекло за собой солидные затраты: счет шел на сотни тысяч, а то и миллионы долларов. Причем затраты на процедуры внедрения продуктов и консалтинг в несколько раз превышали стоимость продаваемых лицензий SAP.
   В 2005 году специалисты SAP нашли партнеров, которые помогли конвертировать ряд модулей популярных среди российских компаний продуктов по управлению предприятием. Использование надстроек, адаптированных под особенности российского рынка, стало мощным стимулом для возврата SAP утрачиваемых позиций на отраслевых рынках РФ.
   В 2006-м были сделаны новые маркетинговые шаги, которые позволили SAP войти в сегмент малого бизнеса. Заметному росту продаж (по предварительным данным, на 25-30%) способствовали в первую очередь либерализация системы продаж дорогостоящих лицензий на ERP-системы mySAP Business Suite и реструктуризация сети сбыта решений SAP предприятиям в странах СНГ.
   До недавнего времени в продвижении своих продуктов в РФ в SAP опирались в основном на московских партнеров. Это сдерживало освоение региональных рынков. Сегодня ситуация иная. В Москве теперь специализируются в основном на продажах “тяжелых” решений. А внедрением систем на платформе SAP Business One, созданной для предприятий среднего и малого бизнеса, занимаются петербургские интеграторы. Это создает условия для освоения рынка Северо-Запада РФ, который в SAP считают стратегическим. Ведь на нем у SAP несколько десятков крупных клиентов, которые используют ERP-решения SAP (магазины сети “Лента” и “Копейка”, “Силовые машины”, ГУП “Петербургский метрополитен”).
   Новая стратегия SAP заставила активизироваться ее потенциальных конкурентов. Это поставщики продуктов Microsoft Business Solutions (системы Axapta, Navision и CRM) и отечественные компании “Компас” и “Галактика”. Первые завоевали крепкие позиции прежде всего в сегментах промышленных предприятий региона и сетевой торговли.
   “Компас” и “Галактика”, которых в последнее время слегка потеснили с рынка промышленных предприятий, сумели отыграться за счет побед в конкурсах в госсекторе, где интенсивно развивались различные программы информатизации. Однако недавно стал прослеживаться интерес этих компаний к рынку средних и малых предприятий. Так, “Корпорация “Галактика” выпустила два новых пакета, которые ориентированы именно на него.
   Во втором эшелоне на Северо-Западе РФ идут ERP-системы Oracle e-Business Suite и продукты компании “Инфософт” (КИС “Флагман”).
   По данным компании IDC, в последние годы доля российских поставщиков делового ПО на рынке РФ увеличивалась, главным образом, за счет небольших предприятий, выбирающих наиболее экономичные решения. В этой группе лидируют поставщики продуктов “1С”. На втором месте уже несколько лет остаются программы “Инфо-Бухгалтер”, “БЭСТ”.
   Среди наиболее динамично развивающихся компаний в Петербурге - ООО “Бухта” и “Компас”, продукты которых отличаются особой гибкостью: на их основе созданы сотни модификаций. В ООО “Бухта” ориентируются в основном на небольшие компании в сфере торговли и транспортной логистики.
   “Компас” - универсальная система с оригинальной конфигурацией, которая позволяет ее масштабировать (последовательно наращивать элементы) по мере роста предприятий. Есть примеры, когда ее устанавливают малые фирмы, которые, набрав обороты, не отказываются от решений “Компаса”. Компоненты ее CRM- и ERP-систем учитывают специфику разных отраслей - от телекоммуникаций до машиностроения. Модули стыкуются с другими программными продуктами, что открывает широкие возможности для интеграции.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Экономика и Время"