24.01.2007  В.Путин обсудил с министрами вопросы развития Сочи и создания портовых ОЭЗ

   Вчера Президент РФ Владимир Путин провел рабочую встречу с министрами экономического развития и торговли Германом Грефом, финансов Алексеем Кудриным и транспорта Игорем Левитиным.
   Как сообщает пресс-служба президента, глава Минэкономразвития Герман Греф рассказал о подготовке Сочи к возможному проведению Олимпиады-2014, в частности, об итогах инспекции строящихся объектов, которые будут представлены оценочной комиссии МОК в феврале текущего года.
   «Мы сегодня посвятили весь день объезду всех объектов, которые сейчас находятся в стадии проектирования. Осмотрели все объекты, по которым должна быть инспекция оценочной комиссии Международного Олимпийского комитета, которая начнет работать в течение 4 дней с 20 февраля текущего года», - сказал Г.Греф. Осмотр был начат с аэропорта. «Готов Вам доложить, что те планы, которые были намечены в связи с приватизацией аэропорта, а по Вашему поручению мы ускорили финансирование из правительства взлетно-посадочной полосы, все эти мероприятия выполняются в соответствии с графиком», - сообщил Г.Греф.
   «Нужно сразу оговориться, что когда мы говорим приватизация аэропорта, имеется в виду только привокзальный комплекс. А сама полоса, в соответствии с действующим законодательством, ее оборудование и так далее остаются в федеральной собственности», - уточнил В.Путин.
   Глава МЭРТ сообщил, что работа идет одновременно с двух сторон: частный инвестор финансирует реконструкцию и достройку нового терминала сочинского аэропорта, а Минтранс за счет государственных средств проводит строительство и реконструкцию системы управления воздушным движением, взлета и посадки. «До конца текущего года мы надеемся, что работа по реконструкции взлетно-посадочной полосы и всего аэронавигационного оборудования будет завершена», - сказал Г.Греф.
   По его словам, 20 февраля первые гости оценочной комиссии МОК будут приняты аэропортом, после чего аэропорт начнет систематическое функционирование.
   Также Г.Греф сообщил, что члены выездного координационного совета по реализации ФЦП подготовки Сочи к Олимпиаде объехали все спортивные объекты, которые находятся в стадии проектирования, по некоторым из них уже начато строительство. «Практически все объекты проектируются в соответствии с намеченным графиком, и до 20 февраля у нас нет опасений, что какой-либо из объектов будет не подготовлен. Все то, что было заявлено к визиту оценочной комиссии МОК, в полном объеме будет выполнено», - считает Г.Греф.
   «Мы также договорились о взаимодействии с экологическими организациями, чтобы снизить остроту восприятия экологическими организациями этого проекта. Мы будем в полном объеме реализовывать все нормы водоохранного экологического законодательства, которые предусмотрены для такого рода проектов», - подчеркнул министр.
   «На сегодняшний день мы не можем предъявлять к кому-то претензии. Вопросы финансирования в полном объеме решены. Вопросы проектирования ведутся в соответствии с графиком. И опасений, каких-то серьезных срывов мы на сегодняшний день не ощущаем, - подытожил Г.Греф. - Очевидно, что здесь включается такой неформальный элемент как спортивный азарт, все работают достаточно неформально и все ведомства включены полностью».
   Вторым вопросом, обсуждавшимся на совещании, были проблемы, связанных с развитием российских морских портов.
   «Мы много раз возвращались к этой теме. В правительстве пока не было единства по поводу того, что мы должны сделать для того, чтобы эта сфера деятельности у нас развивалась гораздо более высокими темпами и более эффективно, чем сейчас, - отметил Президент РФ. - Мы действительно большая морская держава, но, к сожалению, пока проигрываем в конкуренции в этом секторе экономики».
   «Мы должны создать условия лучшие, чем у наших конкурентов», - подчеркнул В.Путин.
   О состоянии дел в этой отрасли главу государства проинформировал министр транспорта Игорь Левитин.
   Он сообщил, что по итогам 2006 года перевалка грузов в российских портах составила 420 миллионов тонн против 407 тонн в 2005 году. «Причем растет нефтяная перевалка. Сухие грузы примерно остаются на одном и том же уровне, - сказал И.Левитин. - Если взять за общий объем, то примерно мы переваливаем на уровне 80% грузов, которые Россия экспортирует. Все остальные проходят по территории других государств – это Прибалтика, Украина».
   Основной недостаток российских портов, мешающий им быть конкурентоспособными, - это неурегулированность законодательной базы, считает министр транспорта. «В настоящее время мы не согласовали закон о морских портах, он находится сейчас еще в правительстве, - сказал он. - А также мы должны в течение ближайшего времени внести изменения в закон об особых экономических зонах, где будут представлены морские порты».
   В то время как в иностранных портах для инвестора отсутствуют налог на имущество, налог на землю и ряд других налогов, в России все это присутствует, что затрудняет работу с инвестициями, сказал И.Левитин. Также одной из главных проблем он назвал неурегулированность работы пунктов пропуска. Министр подержал идею о создании единого агентства на все пункты пропуска по всей территории России и предложил подчинить его Минтрансу, чтобы не создавать излишних дублирующих друг друга ведомств.
   «Я согласен с Вами в том, что мы не должны создавать никаких новых «черных дыр» в экономике России, но эту сферу (морские порты) развивать нужно, нужно делать ее более конкурентоспособной, чем у наших соседей», - подчеркнул В.Путин и попросил прокомментировать ситуацию министра финансов А.Кудрина.
   По словам главы Минфина, последние полгода пришлось потратить на очень серьезную экспертизу и доработку тех налоговых и таможенных режимов, которые будут осуществляться в рамках портовых зон.
   «Портовые зоны по их таможенному и налоговому режиму оказались более сложными, чем промышленные или технико-внедренческие или туристическо-рекреационные зоны, - пояснил А.Кудрин. - Наиболее сложный комплекс вопросов, где в рамках некоей таможенной территории, которая, по сути, находится вне таможенной территории России, должен действовать налоговый режим России с изъятием».
   Поэтому, по его словам, именно эти вопросы были главным тормозом до последнего времени. Однако в декабре весь таможенно-налоговый механизм был согласован и выверен. «Сейчас Министерство финансов спокойно за то, что он будет работать. Он будет работать, будет работать эффективно в целях повышения конкурентоспособности наших портов», - заявил А.Кудрин. Сейчас, по его словам, документ согласован и передан на экспертизу в Министерство юстиции. По окончании экспертизы он будет рассмотрен правительством.
   «Как Вы считаете, оптимально, когда он появится на правительстве и уйдет в Госдуму?», - спросил В.Путин. А.Кудрин ответил, что возможно внести документ в Госдуму в феврале. «Я с министром юстиции переговорю тогда, чтобы они ускорили», - сказал президент.
   ИА "Альянс Медиа"