22.01.2007 Правительство Узбекистана уделяет большое внимание развитию МП Сегодня малое и частное предпринимательство (МЧП) занимает все большую долю в экономике Узбекистана. Поэтому не удивительно столь большое внимание, которое уделяется МЧП со стороны правительства и международных финансовых организаций. Неслучаен, естественно, и интерес, который вызвал отчет, подготовленный Международной финансовой корпорацией (IFC) «Деловая среда в Узбекистане: глазами представителей малого и частного предпринимательства». Как сказал новый глава представительства Всемирного банка в Узбекистане стране Лу Брефор, «на протяжении уже нескольких лет IFC представляет такого рода отчет, который с каждым годом становится все полнее и интереснее». Продолжается диалог между частным сектором и правительством, так как «сектор малого бизнеса играет большую роль не только потому, что создает основную часть рабочих мест, но является и самым инновационным сектором в экономике. Мы будем поддерживать развитие частного бизнеса во всех странах, и я уверен, что данный отчет поможет продолжить нашу работу в Узбекистане. На посту главы представительства Всемирного банка я буду поддерживать деятельность IFC и правительства Узбекистана по улучшению делового климата в стране». Реализация проекта Международной финансовой корпорации стала возможной благодаря финансовой поддержке Государственного секретариата Швейцарии по экономике (seco), а целью исследования являлось выявление мнений представителей бизнес-кругов страны о сложившихся в республике условиях осуществления предпринимательской деятельности. Примечательно, что результаты исследования малого и частного предпринимательства республики, проведенного IFC по результатам 2005 года, показали: предприниматели положительно воспринимают решения руководства страны по улучшению деловой среды. Потенциальный экономический эффект от принятых решений, направленных на улучшение деловой среды, согласно расчетам экспертов IFC, составил 33,6 млн. долларов США. В стране, по сравнению с прошлым периодом, с 20 до 27 процентов увеличилась доля малых предприятий, которые в течение года осуществляли инвестиции в основной капитал. Это свидетельствует о намерении предприятий малого бизнеса развивать производство и сферу услуг, что, в свою очередь, сможет способствовать росту занятости населения и развитию экономики страны в целом. То есть укрепляется вера предпринимателей в эффективность и необратимость осуществляемых реформ. Конечно же, опрос по итогам текущего года был бы сегодня актуальней, точнее отражающим состояние дел в этой сфере. Об этом косвенно сказал и руководитель проекта IFC по развитию малого и частного предпринимательства в Узбекистане Зафар Хашимов, сделавший акцент на том, что IFC собирается в будущем организовать не одно, а серию исследований на протяжении одного года. При этом основное внимание будет уделено узким отраслям, которые интересуют правительство. Исследование базируется на результатах проведенного во всех регионах страны полномасштабного опроса 2500 представителей малого бизнеса - юридических лиц и 400 индивидуальных предпринимателей, представляющих все отрасли экономики. В июне 2006 г. он был представлен на заседании Республиканского координационного совета по стимулированию развития малого и частного предпринимательства, а результаты исследований были обсуждены с представителями министерств экономики, финансов, внешних экономических связей, инвестиций и торговли, юстиции, Государственного налогового комитета, Государственного таможенного комитета, Торгово-промышленной палаты Узбекистана и самими предпринимателями. Несомненно, что аналитический документ, подготовленный корпорацией, станет весомым вкладом в дальнейшее развитие малого и частного предпринимательства в республике, ведь в нем отражены не только положительные тенденции развития в этой сфере, но и имеющиеся недостатки, все еще мешающие более динамичному развитию предпринимательства и частного бизнеса. Это, к примеру, усиление давления со стороны контролирующих органов на проверяемое предприятие, увеличение продолжительности проверки. И еще: чаще проверяются не те предприятия, которые потенциально могут быть вредны для общества, а те, в которых высок оборот наличных денег (предприятия общественного питания и торговли). Кроме того, все еще существует практика дублирования функций некоторых контролирующих органов в ходе проверок. Как подчеркивается в исследовании, «...надзор за обеспечением защиты работников в Узбекистане осуществляют сразу несколько органов - Министерство труда и социальной защиты населения, СЭС, Саноатконтехназорат и Государственный комитет по архитектуре и строительству. Возложение же этих функций на единый орган - Министерство труда и социальной защиты населения - позволит повысить эффективность государственного контроля». В республике сегодня уделяется особое внимание совершенствованию налоговой системы, обсуждены основные подходы и направления дальнейшего совершенствования налоговой политики, предусматривающие меры по упрощению налогового администрирования. Как показывает исследование, несмотря на эффективность внедрения единого налогового платежа, отдельные предприниматели держат часть оборотов «в тени». По оценкам участников фокус-групп, самая значительная причина сокрытия оборотов, по словам самих предпринимателей, стремление уйти от налогообложения. А ведь, как свидетельствует международный опыт, многие страны используют систему Анализа регуляторного воздействия (АРВ), то есть систематической и последовательной оценки решений государственных органов с точки зрения эффекта, который они оказывают на деловую среду в стране, на широкие слои общественности (потребителей, наемных работников, население), а также насколько они отвечают интересам государства. Такая оценка осуществляется посредством применения аналитических методик и широкого обсуждения ожидаемого эффекта. Некоторые элементы АРВ в Узбекистане уже существуют как на законодательном, так и на институциональном уровне. Так что внедрение АРВ как целостной системы будет вполне логичным, ведь дальнейшее развитие малого и частного бизнеса в стране – одна из самых насущных задач. |