26.12.2006 Украинские СЭЗ должны перестать быть территориями раздачи льгот Правительство провозгласило одним из направлений экономической политики возобновление особых режимов деятельности бизнеса в рамках специальных экономических зон (СЭЗ). По мнению экономиста Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Анны Чередниченко, специальные экономические зоны должны превратиться из территорий раздачи льгот в территории благоприятных условий для бизнеса в целом. При нынешних условиях в Украине основная цель деятельности СЭЗ, отмечает она, должна состоять в увеличении отдачи от использования существующих ресурсов, а не в более полном их использовании. Ресурс экстенсивного роста уже практически исчерпан (в частности, безработица уменьшилась и приблизилась к стабильному, естественному уровню), поэтому дальнейшее стабильное развитие можно обеспечить преимущественно благодаря повышению конкурентоспособности экономики. Внедрение нового режима СЭЗ должно быть подчинено именно этой макроэкономической цели, считает А. Чередниченко. По ее словам, соответственно, характеристики нового режима СЭЗ должны быть такими, чтобы он повышал конкурентоспособность страны. Одно из основных препятствий для роста конкурентоспособности украинской экономики - высокие трансакционные расходы, обусловленные изъянами институционной среды. Предприниматели вынуждены расходовать неоправданно много денег и времени на "непроизводственные" процессы: регистрацию бизнеса, получение земельного участка, взаимодействие с разрешительными органами, ведение сложного бухгалтерского учета. Более того, они не могут строить надежные долгосрочные бизнес-планы: поведение государства в регуляторной сфере непредсказуемое; корпоративное законодательство малоразвитое и противоречивое; судебная система не обеспечивает надежной защиты предприятий. Этот комплекс проблем порождает очень высокие риски ведения бизнеса, что препятствует инвестированию в экономику, особенно вложениям в проекты с долгосрочной отдачей. В соответствии со свидетельствами иностранных инвесторов, отмечает экономист, именно высокие риски деловой среды - основное препятствие и для внутренних, и для иностранных инвестиций в Украину. Поэтому новые СЭЗ должны прежде всего быть направлены на коренное улучшение деловой среды на территории их расположения. В случае успеха таких "пилотных" реформ деловой среды опыт СЭЗ можно будет распространять на всю Украину, а в случае неудачи - реформы в СЭЗ нужно будет продолжать, пока оптимальное решение не будет найдено. Таким образом новые СЭЗ станут испытательной площадкой для общегосударственных реформ. Такой режим СЭЗ имеет ряд преимуществ над тем, что Украина имела до 2005 года. Главная из них заключается в том, что он будет решать реальные проблемы инвесторов, вместо того, чтобы налоговыми и таможенными льготами компенсировать неразрешение проблем. Этот режим получит доверие инвесторов, поскольку он будет долгосрочным (последующие правительства не будут иметь объективных оснований для существенных изменений). Прямые и непрямые расходы общества от этого режима будут ниже общественных достижений: главным образом потому, что не будет связанных с предоставлением льгот искривлений экономических стимулов и не возникнет проблемы массовых злоупотреблений режимом СЭЗ. По мнению эксперта МЦПИ, поскольку такой режим непосредственно будет повышать эффективность (т.е. конкурентоспособность) экономики, достижения от него ощутит вся экономика, а не отдельные предприятия. Выгоды также будут долгосрочными - они будут состоять не в "разовом" увеличении прибыли, обусловленном получением определенными предпринимателями неконкурентных преимуществ, а возможностью для любого бизнеса функционировать при более низких трансакционных расходах на протяжении длительного времени. |