21.12.2006  Казахстан и Китай договорятся о сотрудничестве

   20 декабря начался визит президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Китайскую Народную Республику. На большое значение этого государственного визита указывает то, что продлится он три дня, и в программе запланированы переговоры на самом высоком уровне – с председателем КНР Ху Цзиньтао. Важность этих переговоров подчеркивают представители как казахстанской стороны, так и китайской.
   «Начинающийся 19 декабря государственный визит в Китай Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева является большим событием для нас», - заявил помощник министра иностранных дел КНР, бывший посол КНР в Казахстане Ли Хуэй.
   «Китай и Казахстан должны быть дружественными государствами на долгую перспективу, причем это должно подкрепляться хорошими экономическими проектами», - заявил министр иностранных дел Казахстана Касымжомарт Токаев.
   В рамках переговоров планируется подписание 13 соглашений, главное место из которых занимают два документа: «Стратегия сотрудничества в ХХI веке» и «Концепция экономического сотрудничества Казахстана и Китая». Токаев особенно подчеркнул значение первого документа, в котором: «…прописывается основной смысл нашего сотрудничества на длительную перспективу фактически во всех сферах, вплоть до конкретных проектов». После подписания этих соглашений, Казахстан и КНР станут долгосрочными партнерами на ближайшие несколько десятилетий, с четко обозначенными принципами взаимодействия. Также будут подписаны соглашения по границам, по вопросам транспорта, образования и так далее.
   По словам Токаева, на переговорах будет обсуждаться вопрос о создании совместного фонда, в который войдут Банк развития Китая и Фонд устойчивого развития Казахстана «Казына». Пока цели и проекты этого фонда не оглашаются, но скорее всего, они затронут развитие казахстанско-китайской особой экономической зоны «Хоргос», развитие контейнерных перевозок, решение водных проблем двух стран, развитие нефтехимии и нефтепереработки и другие важные вопросы.
   Теперь можно определенно сказать, что Казахстан окончательно отбросил страхи перед «китайской экспансией» и поставил на долгосрочное сотрудничество с этой страной.
   Это решение самым серьезным образом влияет на политическую и экономическую обстановку в Центральной Азии. Во-первых, в рамках подписываемого соглашения Казахстан, так или иначе, станет проводником китайского влияния и защитником китайских интересов в регионе, разумеется, получив взамен возможности защиты своих интересов в Китае, в Юго-Восточной Азии.
   Это наиболее серьезные последствия от подписываемого соглашения. До этого момента лидером в отношениях с Китаем в Центральной Азии была Россия. Структура ШОС отобразила это положение, когда наиболее важным участником организации, после Китая, была Россия. Однако, несмотря на большие возможности, потенциал этого лидерства в сотрудничестве с КНР Россией не был реализован. Мы не сумели решить ни одной серьезной задачи: ни создать надежное приграничное сотрудничество, ни развить систему обеспечения двухсторонней внешней торговли, ни наладить научно-техническое и культурное сотрудничество.
   Китай также долгое время ориентировался на Россию, полагая ее лидером в Центральной Азии и страной, способной решить китайские проблемы на западных границах. Но подписание соглашения о сотрудничестве с Китаем означает, что в глазах руководства КНР Россия перестала быть лидером в Центральной Азии, и эта роль перешла к Казахстану.
   Во-вторых, это соглашение откроет китайским компаниям доступ в Казахстан. До сих пор активность китайских нефтяных компаний наталкивалась на сопротивление депутатов Мажилиса Парламента Казахстана, которые требовали сокращения доли китайского участия в добыче нефти. Теперь эти преграды сняты, и в Казахстан придут не только нефтяные, но и компании других секторов промышленности. И крупные казахстанские компании также получат возможность работать в Китае, как представители партнерской страны.
   Подписание соглашения о партнерстве Казахстана и Китая в XXI веке – событие действительно серьезное. После его подписания в политике стран Центральной Азии появляется сильная китайская линия – теперь уже не сильно увязанная с российской. И России, и центрально-азиатским элитам, нужно готовиться к появлению этого нового фактора в региональном раскладе сил.