15.12.2006 В Узбекистане обсуждают новую версию проекта республиканского ТК Сегодня в Ташкенте начал свою работу семинар, организованный Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан и специализированным таможенным комплексом "Ташкент-Аэро". Участниками данного семинара являются Управление Государственного таможенного комитета, представители Высшего военного таможенного института, Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Комитет по охране государственных границ, Национальная авиакомпания "Узбекистон хаво йуллари", ГАО ТАПОиЧ ДАЖ и другие представители предприятий и организаций. В докладе Президента Республики Узбекистан И. Каримова на заседании Кабинета Министров Республики Узбекистан 10 февраля 2006 года, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2005 году и важнейшим приоритетам углубления экономических реформ в 2006 году, отмечалось, что в связи с вступлением Узбекистана в ЕврАзЭС требуется реализовать необходимые меры по унификации таможенных процедур, в связи с чем настала пора разработки новой редакции Таможенного кодекса, предусматривающего обеспечение прозрачности администрирования всех таможенных процедур, защиту внутреннего рынка от проникновения контрабандной низкокачественной продукции, готовым стать нормативным актом прямого действия. В исполнении поручения Правительства и ГТК Республики Узбекистан в СТК "Ташкент-Аэро" была создана рабочая группа по подготовке предложений концепции новой редакции Таможенного кодекса. Компонентами действующей нормативно-правовой базы Таможенного дела являются Таможенный кодекс, Закон "О таможенном тарифе" и "О государственной таможенной службе", более 70 указов, постановлений и распоряжений Президента РУз, более 180 правительственных постановлений и распоряжений, около 100 ведомственных положений и инструкций. Действующий Таможенный кодекс был принят Олий Мажлисом 26 декабря 1997 года, введен в действие 1 марта 1998 года. Он состоит из 198 статей, 19 глав и разделов. За прошедшие годы законами Республики Узбекистан в ТК девять раз вносились изменения и дополнения, которые затронули 50% общего объема статей. Таможенный кодекс представляет собой комплексный закон, регулирующий процессы, относящиеся к различным сторонам права – административного, финансового, гражданского, уголовного и в определенной части, международного. При этом можно говорить о его условном подразделении на две основные части: общую и особенную. Общая часть содержит своеобразную концепцию таможенного дела в Узбекистане, которая включает в себя раздел "Общие положения". Что касается особенной части, то ее составляют разделы, регламентирующие конкретные и относительно самостоятельные блоки таможенного дела. Целями разработки нового законопроекта, прежде всего, является формирование системы государственного таможенного контроля, максимально содействующего интеграции экономики Узбекистана в мировой рынок. Для этого необходима принципиально новая модель взаимоотношений между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами. Предлагаемый законопроект выражает новую идеологию таможенного администрирования. Если действующий Таможенный кодекс носит разрешительный характер, то проект нового ТК является документом уведомительного характера. Важная целевая установка законопроекта – либерализация порядка осуществления внешнеэкономической деятельности. Поэтому совершенствование таможенной системы, ее содействие развитию внешней торговли должны обеспечиваться конкретными юридическими механизмами, обязательными для исполнения таможенными органами. Однозначно, что новый закон должен как благоприятствовать ведению бизнеса, так и сохранять мощность и правоспособность таможенной службы, обладающей не меньшими полномочиями, чем аналогичные зарубежные структуры. Для адекватного исполнения этой задачи необходимо сформировать структуры таможенного контроля, основанного на системе оценки и управления рисками. Необходимость принятия нового Таможенного кодекса обусловлена реалиями международного таможенного и торгового права и практики, участием Узбекистана в международных и региональных организациях и объединениях, современным состоянием экономики и внешней торговли республики. Поэтому в основе законопроекта лежат следующие требования: • унификация таможенных правил Республики Узбекистан с международными нормами и стандартами; • упрощение таможенных процедур; • обеспечение разумного баланса интересов торговли и государства; • внедрение в процедуры таможенного оформления и контроля прогрессивных информационных технологий; • создание надлежащей правовой основы для реформирования таможенного администрирования. Новый проект кодекса – это не просто новое законодательство, это новая идеология таможенного администрирования. Она выражается в трех базовых подходах: упрощение таможенных процедур, анализ и управление рисками как основная стратегия осуществления таможенного контроля и взаимодействия с бизнесом и необходимое условие реализации норм, закладываемых в проект новой редакции Таможенного кодекса. Таким образом, создаются правовые предпосылки для того, чтобы таможенные процедуры были необременительны с точки зрения издержек участников ВЭД. Предварительное декларирование, постконтроль, осуществляемый после выпуска товаров, – все это серьезно повлияет на торговый оборот. Положения проекта нового ТК законодательно подводят к возможности отказа от бумажных технологий, производства таможенного оформления с применением электронных форм подачи документов и сведений субъектами ВЭД. При этом предусмотрены специальные упрощенные процедуры таможенного оформления и таможенного контроля товаров (минимум необходимой информации, подача таможенной декларации за определенный период, проведение таможенного оформления на собственных складах). В отличие от сегодняшнего тотального контроля предлагается более гибкий инструмент проверок. Это не только заранее выявленные риски правонарушений, но и определение приоритетной таможенной деятельности. Законопроект предполагает, что из всех правонарушений таможенная служба должна выбрать те, которые носят устойчивый характер, существенно затрагивают интересы государства. Безусловно, таможне также предстоит на законодательном уровне повторить один из основных стандартов Киотской конвенции, который говорит, что таможенная служба обязана устанавливать и поддерживать официальные отношения консультативного характера с бизнес-сообществом для разработки наиболее эффективных технологий таможенного контроля и оформления. Без консультативного диалога с бизнесом таможенным органам не удастся справиться с теми амбициозными задачами, которые они ставят перед собой. |