14.12.2006 Узбекистан внедрил механизм 100% гарантии поставки товаров против платежей С момента начала кардинальных преобразований в экономике страны нашему обществу по прошествии пятнадцати лет есть чем гордиться. Построены новые индустриальные гиганты и модернизируются существующие, растет экономическая активность населения и его благосостояние. Словом, экономика республики демонстрирует уверенный рост, характеризуемый длительной, положительной ретроспективой макроэкономических показателей. Активный рост экономики страны косвенно подтверждается и таким важным фактором, как положительная динамика притока в основной капитал различных отраслевых предприятий республики, отечественных и зарубежных, частных инвестиций. Вместе с тем успешное системное реформирование экономики, выстраивание рыночных отношений между субъектами хозяйствования на принципах экономической целесообразности, как известно, невозможно без создания соответствующей рыночной инфраструктуры. Среди важнейших элементов в системе рыночной инфраструктуры любого развитого рынка, позволяющего обеспечивать эффективное функционирование товарно-денежных отношений между производителями и потребителями, достойное место занимает биржевой товарный рынок. Именно товарные биржи, являясь, по сути, наиболее успешным и независимым регулятором в вопросе ценообразования на товарно-сырьевые ресурсы, являются краеугольным камнем создания организованного оптового товарного рынка. Понимая роль биржевого движения в вопросе либерализации рыночных взаимоотношений между субъектами хозяйствования всех форм собственности и оптимизации функционирования товарных рынков, руководство республики изначально уделяло и уделяет постоянное внимание его развитию. УзРТСБ является сегодня не только крупнейшей и быстро прогрессирующей товарной биржей в Центрально-азиатском регионе, но и общепризнанным "лидером среди профильных институтов на всем постсоветском пространстве. Оценка эта объективна, так как исходит на протяжении ряда последних лет от коллег по Международной ассоциации бирж СНГ (МАБ СНГ). Успехи развития организованного товарного рынка в республике и УзРТСБ в частности, были отмечены и в ходе ежегодного совещания специалистов по биржевым IT технологиям МАБ СНГ, состоявшегося в Москве в конце ноября. Особенный интерес биржевого сообщества вызывает опыт узбекской биржи в вопросе внедрения и использования системы обеспечения гарантий поставки товара против платежа (ГППП) как эффективного механизма защиты интересов субъектов биржевых сделок. По признанию коллег из МАБ СНГ, технология обеспечения 100-процентной гарантии поставки товара по биржевым сделкам посредством расчетов через Расчетно-клиринговую палату биржи является пока единственной технологией, внедренной и успешно практикуемой на биржевых товарных рынках стран СНГ. Она позволяет кардинально пересмотреть подходы и практически полностью снять с повестки дня извечную проблему, характерную для развивающихся рынков - проблему дебиторско-кредиторской задолженности при реализации товарно-сырьевых ресурсов, обеспечить высокий уровень договорной дисциплины в целом. Тема неплатежей, по оценкам специалистов, до сих пор остается актуальной для всего постсоветского пространства, что в значительной степени снижает уровень эффективности товарно-денежных отношений на рынках. При выходе со своей продукцией на рынки предприятия, не имеющие наработанных хозяйственных связей, сталкиваются с рисками неполной оплаты или вовсе неоплаты за поставленный товар, либо, наоборот, непоставки оплаченного товара. За пятнадцать лет выстраивания рыночной экономики все страны Содружества в той или иной мере столкнулись и продолжают сталкиваться с проблемой неплатежей. Для решения этого вопроса были испробованы различные механизмы и инструменты - от пресловутых бартерных схем до минзачетов и иных административных мер борьбы за качество исполнения договорной дисциплины. Многолетняя практика показала, что проблема может быть эффективно решена лишь с использованием исключительно рыночных механизмов, при которых интересы всех прямых и косвенных участников товарно-денежных отношений - продавец, покупатель и государство как налогополучатель, должны быть удовлетворены. Продавец и покупатель должны иметь объективный механизм гарантий безусловного исполнения условий договора поставки, а государственный бюджет - прозрачный механизм контроля за товарно-финансовыми Потоками. Проблема качества договорных отношений не обошла стороной и наш экономический комплекс, который прошел многие этапы по пути ее решения. Справедливо считая достижение высокого уровня исполнения договорной дисциплины наиважнейшим принципом развития эффективной экономики, руководство республики постоянно уделяет пристальное внимание этому вопросу. В 1998 году в республике был принят Закон "О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов", который определяет правовые основы заключения, исполнения, изменения и расторжения хозяйственных договоров, права и обязанности хозяйствующих субъектов, а также компетенцию органов государственной власти на местах и органов управления в сфере договорных отношений. В развитие работы по укреплению договорной дисциплины был принят ряд правительственных документов, регламентирующих различные аспекты ее осуществления. Анализ практики исполнения договорных обязательств субъектами хозяйствования республики, в том числе и во внешнеэкономической деятельности, позволил найти удачное, а для стран СНГ - уникальное решение проблемы с сохранением, что немаловажно, рыночных принципов хозяйствования. В феврале 2004 года было принято постановление "Кабинета Министров Республики Узбекистан № 57 "О дальнейшем внедрении рыночных механизмов реализации высоколиквидных видов продукции, сырья и материалов", которое кардинально изменило, либерализовало механизм доступа предприятий всех форм собственности к высоколиквидным товарно-сырьевым ресурсам. Перевод значительных объемов товарных активов, в первую очередь стратегических, на открытые и конкурентные биржевые торги УзРТСБ позволил не только обеспечить равноправный доступ предприятий всех форм собственности к необходимым им ресурсам, но и внедрить при этом механизм 100-процентного гарантирования исполнения договорных обязательств. Трехлетний опыт применения механизма биржевых гарантий на УзРТСБ имеет позитивную статистику. Особенно приветствовали новый механизм субъекты малого и частного предпринимательства, которые, пожалуй, больше иных предприятий страдали от некорректности со стороны поставщиков высоколиквидных товарных ресурсов в вопросе исполнения договорных обязательств. Крупные и средние предприятия также позитивно восприняли возможность использовать биржевой механизм в целях ликвидации застарелых проблем с дебиторской задолженностью. Сегодня те предприятия, которые реализуют свою продукцию через УзРТСБ с применением механизма биржевых гарантий, не имеют проблем с оборотным капиталом, полностью освободившись от просроченных дебиторских задолженностей. До внедрения в республике механизма биржевых гарантий единственным инструментом минимизации рисков неисполнения договорных обязательств предприятиями, не имеющими устоявшихся хозяйственных связей, как правило, использовался институт банковских гарантий (семейство различных форм аккредитивов). Впрочем, этот институт достаточно эффективно работает и сегодня, но, как показывает практика, по разным причинам не всегда устраивает одну из сторон сделки. Таким образом, механизм биржевых гарантий сегодня является эффективной альтернативой банковским гарантиям. Смысл механизма биржевых гарантий заключается в том, что все взаиморасчеты между участниками биржевой сделки осуществляются через РКП биржи. Расчетно-клиринговая палата (читай УзРТСБ) выступает гарантом того, что финансовые средства (100-процентная оплата по биржевому контракту) будут переведены на расчетный счет продавца только в случае предоставления покупателем или его представителем документов, подтверждающих факт получения им товарно-транспортных накладных отгрузки всего объема продукции. С другой стороны, отгрузка товара по контракту осуществляется только после получения официальной информации (гарантии) от РКП биржи о том, что на спецсчет продавца поступила полная сумма оплаты по контракту. В известной степени принцип работы механизма биржевой гарантии и банковского аккредитива похож, но биржевой механизм имеет ряд качественных особенностей. Во-первых, факт выставления продавцом товара на биржевых торгах значительно расширяет его возможности презентовать продукцию максимально широкой аудитории потенциальных покупателей. Таким образом, биржевая торговля является и для продавца товара, и для его покупателя уникальной площадкой для наработки долговременных хозяйственных связей. Кстати, необходимо отметить, что клиентская база биржи как внутри страны, так и за рубежом последовательно растет. Во-вторых, исходя из того, что биржевые торги осуществляются на условиях прозрачности, гласности и равноправного доступа к торгам субъектов хозяйствования всех форм собственности, продавец получает возможность реализовать свой товар по реально сложившимся на день торгов ценам, а покупатель по этим справедливым ценам его приобрести. Кроме того, приобретая товар напрямую у покупателя, отпадает необходимость в услугах посреднических структур, что также с экономической точки зрения немаловажно. В-третьих, в системе биржевой гарантии предусмотрен механизм стимулирования исполнения взятых на себя сторонами договорных обязательств по совершенной биржевой сделке. Таким механизмом является условие предварительного (до совершения биржевой сделки) депонирования сторонами средств в объеме до 2% от суммы предполагаемой сделки на специально открытых счетах в РКП. Эти средства, в случае нарушения сторонами договорных обязательств (нарушение сроков оплаты контракта или отгрузки товара), в безакцептном порядке снимаются РКП со счета нарушителя и в качестве штрафных санкций зачисляются на счет пострадавшей стороны. Надо отметить, что суммы штрафных санкций зачастую достигают значительных размеров (исходя из объемов сделок) и в большинстве случаев стимулируют стороны к безусловному исполнению договорных обязательств. Здесь было бы уместным заметить, что за трехлетнюю историю применения механизма биржевых гарантий УзРТСБ имеет позитивную статистику укрепления договорной дисциплины участниками торгов. Это не только не сокращает, а скорее стимулирует последовательное расширение клиентской базы, причем как из числа предприятий резидентов, так и нерезидентов республики, перешедших с не гарантированных биржевых торгов на гарантированные. Именно положительная статистика роста биржевых сделок на условиях биржевой гарантии вызывает высокий интерес зарубежных коллег к обмену опытом с Узбекской товарной биржей. В частности, все участники упомянутого выше московского совещания обратились к руководству узбекской биржи с просьбой проведения еще в этом году в Ташкенте практического семинара для детального изучения узбекской модели обеспечения свободного доступа предприятий всех форм собственности к товарно-сырьевым ресурсам посредством биржевых торгов с использованием системы биржевых гарантий исполнения сделок. Данная система единодушно признана участниками совещания высокоэффективной, не имеющей аналогов на постсоветском рынке и вполне достойной к практическому, адаптированному относительно экономических особенностей стран Содружества, применению. |