14.12.2006  Республика Казахстан: создаются социально-предпринимательские корпорации

   Процесс создания социально-предпринимательских корпораций (СПК) в Казахстане вступил в заключительную фазу. Уже объявлено о старте пилотного проекта СПК «Сарыарка» в Карагандинской области, создан специализированный совет при правительстве, состоящий из представителей заинтересованных государственных органов и объединений предпринимателей. Рабочей группой проведена инвентаризация государственных активов республики, земельных ресурсов, а также определен перечень видов и объемов запасов полезных ископаемых, предлагаемых СПК.
   Кроме того, в целях создания всех необходимых условий для успешного развития СПК разработан ряд нормативно-правовых актов. Однако сегодня, после того как в середине октября правительство создало рабочую группу по ускоренной реализации идеи, проект претерпел настолько серьезные принципиальные изменения, что фактически получился новый проект.
   Одной из ключевых задач СПК было создание эффективного механизма кризис-менеджмента по реабилитации нерентабельных государственных и коммунальных активов. Причем было понятно, что коммунальные – это прежде всего объекты инфраструктуры (водопровод, канализация и так далее) Сейчас же, согласно подготовленному рабочей группой документу, этому явлению дана следующая дефиниция: «социально предпринимательские корпорации – это устойчивые бизнес-структуры, осуществляющие свою деятельность с целью получения прибыли от производства и продажи товаров и услуг».
   Целью создаваемых СПК станет «обеспечение прорывного развития регионов путем диверсификации экономики, создание эффективной системы корпоративного управления, консолидация государственных активов и предпринимательской инициативы для решения социально-экономических задач». Как и предлагалось изначально, единственным акционером создаваемых СПК будет правительство. Планируется, что в уставный капитал СПК будут переданы бюджетные средства, земельные ресурсы, право недропользования на определенные виды полезных ископаемых, АО, ТОО с государственной долей участия, государственные предприятия, государственное имущество. Таким образом, по мнению рабочей группы, СПК, имея на балансе значительные и ликвидные активы, смогут привлекать долгосрочный капитал на условиях, приемлемых для реализации региональных проектов. В правительстве также считают, что предлагаемый способ капитализации и высокопрофессиональный менеджмент СПК позволят привлечь иностранных инвесторов в совместные региональные проекты, способствующие внедрению перспективных инноваций и высокотехнологичной продукции.
   «Если не будет серьезно отстроена система управления СПК, если в ней не будут учитываться интересы местных предпринимателей, то у некоторых предпринимателей возникнут серьезные проблемы для расширения и развития собственного бизнеса», – считает исполнительный директор Ассоциации предпринимателей Карагандинской области Гульнар Курбанбаева.
   «Что мы закладываем в СПК как в идеологию? Развитие частного бизнеса. Через СПК мы должны дать в регионах возможность бизнесу реализовать конкретные инвестиционные проекты», – говорит вице-министр индустрии и торговли, руководитель рабочей группы Аскар Батталов. По его словам, основная цель СПК – заработать деньги, чтобы они «были направлены в каждый реальный точечный социальный проект». И поэтому сегодня государство капитализирует СПК бюджетными средствами и придает этим корпорациям статус национальных компаний. Более того, на следующий год в республиканском бюджете заложено по два миллиарда тенге на каждую СПК. «Мы все-таки предполагаем, что эти деньги пойдут на проработанные и четко обоснованные инновационные проекты», – утверждает Аскар Батталов.
   Ключевое изменение концепции состоит в том, что СПК больше не ставится задача заниматься оздоровлением госактивов и вывода их, где это возможно, в конкурентную среду. Задача теперь в том, чтобы СПК сама стала активным игроком на рынке. Причем предполагается это сделать весьма своеобразным способом. В частности, если раньше для реализации бизнес-проекта предприниматели обращались в органы власти, где получали право на отвод земли, то теперь им придется с этим идти в СПК, которая согласно правительственной задумке будет входить соответствующими правами в тот или иной бизнес. Что касается месторождений, сразу определено – бизнес по добыче порядка 18 наименований полезных ископаемых (к примеру, уголь, олово, никель) будет передан преимущественно СПК.
   «СПК будут создавать совместные предприятия с частным бизнесом. Это будет диалог двух хозяйствующих структур, одна из которых государственная, имеющая государственные активы, еще незадействованные, и самое главное, заинтересованная в конечном результате»,– объясняет Аскар Батталов. Конечный результат, по его словам, - это получение максимальной прибыли от этого проекта, в доле которого СПК участвует. Это значит, что СПК даст возможность развиваться без административного давления, без бесконечных проверок субъектов малого бизнеса.
   Однако не все предприниматели так оптимистично оценивают перспективы. «Бизнес, так называемый придворный, нормально выживет, но тому, кто не имеет особых отношений с чиновниками, придется трудно», – считает Сакен Сейфуллин. «Сейчас мы наблюдаем переход от институциональных основ для развития частного бизнеса к прямому госуправлению. Я думаю, это сглаживание собственных промахов. Можно придумать самые разные идеи кроме СПК. Но все зависит от того, как будет реализован проект. Если реализация будет неграмотной, то любую идею можно похоронить», – говорит Гульнар Курбанбаева.
   Следующая большая задача, которую предполагают решить авторы проекта с помощью СПК, – социальная ответственность бизнеса. Правительство уже давно стремится сделать бизнес социально ориентированным. «Одной из основных задач мы видим внедрение международных стандартов социальной ответственности бизнеса», – утверждает Аскар Батталов. Между тем мнение предпринимателей к подобным идеям чрезвычайно критичное. «Мы все за социальную ответственность. Но это по указке сверху никогда не делалось. Надо создавать среду. А что получается? Говорили, уберем барьеры, пусть малый и средний бизнес развивается. А тут еще одна надстройка. Понятно, государству захотелось заняться бизнесом. Сначала сказали: создавайте ассоциации – отраслевые, профессиональные. Потом - что их слишком много, создавайте в каждой отрасли по одной. Создали «Атамекен» – попытка создания «министерства бизнеса». За ним создаются «Казына» и «Самрук», следующий этап – СПК, которыми управляют тоже чиновники. Почему-то считается, что это будет более эффективно, хотя постоянно с трибун говорится о том, что государство – плохой бизнесмен. На практике получается, что государство хороший бизнесмен и будет входить во всякий бизнес», – считает Сакен Сейфуллин.
   Пока ясно одно: вместо того чтобы создавать благоприятную бизнес-среду, расчистить коррупционное, административное поле, наладить прозрачный и понятный доступ к ресурсам, власть пытается решить проблему административно-организационным путем. Если проект будет реализован в таком виде и в полном объеме, это приведет к уходу наиболее активной части предпринимателей из страны и окончательному угасанию предпринимательской инициативы.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам журнала "Эксперт-Казахстан"