28.01.2006  Выручка российского кинопроката в 2005 году выросла на треть

   31 января состоится вручение премии «Блокбастер», которой будут награждены лидеры российского кинорынка. Накануне мероприятия стали известны итоги работы этой отрасли за прошлый год. Они, на первый взгляд, демонстрируют радостную тенденцию: отечественное кинопроизводство начало приносить доход: 62 отечественные ленты заработали свыше 90 млн долл., заняв, таким образом, около 30% от всего бокс-офиса.
   Аналитики и участники кинопрокатного рынка полагают, что этот рост вполне эволюционный и дальнейшее увеличение доли российского кинопроизводства будет зависеть от того, насколько активно станут развиваться сети кинотеатров в российских регионах. По их мнению, когда общее число экранов в стране достигнет по крайней мере трех тысяч, можно будет говорить о качественно ином уровне инвестиций и прибыли отечественного кино.
   Однако на сегодняшний день его прибыльность невелика – удачными можно назвать те проекты, которые хотя бы окупились.
   По данным журнала «Кинобизнес сегодня», в прошлом году (учитывается период с 25 ноября 2004 г. по 30 ноября 2005 г.) кассовые сборы в прокате России и СНГ составили 349 млн долл., что на 30% больше, чем за предыдущий год. За это время в прокат было выпушено 320 фильмов, 94 из которых заработали свыше 1 млн долл. При этом российских фильмов, которые вышли на такие показатели, – 17 (всего их вышло 62). В топ-5 вошли «Мужской сезон. Бархатная революция» (6 млн 696 тыс. долл.), «Бой с тенью» (7 млн 200 тыс. долл.), «Статский советник» (7 млн 445 тыс. долл.), «Турецкий гамбит» (18 млн 520 тыс. долл.) и «9 рота» (23 млн 472 тыс. долл.).
   Суммарный доход от 62 российских фильмов, вышедших в прокат в прошлом году, составил 94 млн долл.: фактически доля отечественных лент составила около 30% от общей кассы, причем прирост по сравнению с прошлым годом составил 189%. Сходную картину показывают данные Альянса независимых кинопрокатных организаций (учитываются сборы с 1 января по 31 декабря): 23 российских ленты, выпущенные его участниками, собрали в прокате 1 млрд 895 млн 771 тыс. руб., при этом их доля составила 23,6%.
   Аналитики и участники рынка полагают, что именно российские фильмы в прошлом году определили кассу. «Благодаря точечным прокатам, таким как «9 рота», «Турецкий гамбит», стала очевидной индустриализация рынка, – прокомментировал руководитель компании 2Loop Films Эрнест Коскин. – И это заставляет не только местных, но и зарубежных игроков оценивать рынок как весьма перспективный».
   Однако пока что вопрос прибыльности российских кинопроектов остается открытым. Ряд случаев в прошлом году показал, что даже наиболее известные и раскрученные фильмы приносят незначительную прибыль. Например, тот же «Турецкий гамбит» (сборы – 18,5 млн долл.) принес Первому каналу чистую прибыль всего в 1,7 млн долл.
   Эксперты предпочитают объяснять это общей ситуацией в экономике. «Причина – в полной непрозрачности бизнеса, – говорит эксперт московского представительства Ассоциации киноиндустрии Америки (MPAA) Феликс Розенталь. – Сложно оценить, сколько средств, например, расходуется на маркетинг фильма, его рекламу, поэтому и сложно оценить реальную рентабельность отечественных проектов. Кроме того, в России существует проблема дополнительной дистрибуции, например, видео- и телепроката. В США только home-video приносит до 30-40% дохода от фильма. У нас же эта система крайне несовершенна».
   Кроме того, рентабельность кинобизнеса снижается из-за «пиратства», с которым в нашей стране никто серьезно не борется. Определенных успехов в этом направлении добился только Первый канал, который сумел достичь определенных договоренностей о том, чтобы его блокбастеры распространялись только через легальных торговцев. Остальное по-прежнему можно купить на дисках «шесть в одном» за сходную цену.
   Впрочем, прогнозируя развитие кинопроката в этом году, участники рынка отмечают, что уже наметился ряд тенденций, которые позволят преодолеть негативные моменты.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам RBC Daily