20.11.2006 Продажа бизнеса: рынок успеха и неудач ИА «Альянс Медиа» и консалтинговая компания «ГУРУС» начинают серию публикаций на тему «Продажа бизнеса – второе дыхание», посвященных проблемам покупки и продажи готового бизнеса в России. В рамках проекта предполагается осветить все аспекты процесса заключения сделки, начиная с того, как и у кого возникает желание продать собственный бизнес, и заканчивая тем, как передать бизнес новому владельцу, сохранив его жизнеспособность и прибыльность. Предполагается освящать следующие темы: рынок купли-продажи действующих предприятий малого и среднего бизнеса; кто и почему продаёт бизнесы; предпродажная подготовка, правильная оценка бизнеса, нематериальных активов; стратегия поиска покупателя подходящего по всем статьям; достижение справедливой цены сделки; задаток как основной инструмент обеспечения интересов обеих сторон; недобросовестная конкуренция на рынке бизнес-брокерских услуг; 7 «золотых» правил надлежащей бизнес-брокерской практики. Первый проект серии публикаций называется «Рынок успехов и неудач». В современном экономическом устройстве России действует большинство рыночных механизмов, присущих развитому постиндустриальному обществу. И хотя некоторые из них в силу новизны ещё не пользуются большой популярностью, однако имеют хорошие шансы для развития и совершенствования. К таким «новичкам» относятся и нефондовые механизмы купли-продажи действующих предприятий малого и среднего бизнеса. В открытом доступе имеется информация о тысячах предприятий, выставленных на продажу как от имени владельцев, так и от посредников (бизнес-брокеров). Создаётся впечатление, что для практически любого малого бизнеса обретение нового хозяина – задача из разряда лёгких и быстроразрешимых. Однако это далеко не так. В действующем законодательстве, к сожалению, отсутствует понятие «готовый бизнес» и даже не определено, что же такое бизнес. В российских законах об обществах с ограниченной ответственностью и об акционерных обществах определено, что главной целью деятельности любого предприятия (коммерческой организации) является получение прибыли. Получается, что из всей массы предприятий, выставленных на продажу, бизнесом можно назвать только успешные фирмы, способные генерировать доход в течение длительного времени. Поэтому предприятия на грани банкротства, имущественные комплексы, компании, «устойчиво работающие в «ноль», неудавшиеся проекты не могут рассматриваться как действующий бизнес. Успешные предприятия малого и среднего бизнеса, в основном так называемые «семейные» компании, можно условно разделить на три большие группы: 1. Так называемый «микробизнес». Это совсем небольшие компании и частные предприниматели, работающие в сфере торговли и услуг, общественного питания, посреднические фирмы, салоны связи и фотоуслуг, салоны красоты, компьютерные клубы, кустарные производства. Отличительная черта для таких предприятий в том, что в основе экономической привлекательности владения таким бизнесом лежит обеспечение занятости для его хозяина. Ведение собственного дела ассоциируется у его владельца с возможностью накопления капитала, предоставления работы для членов семьи, а также реализацией собственных навыков и талантов. Владельца больше всего заботит вопрос: «как сделать». Эти предприятия занимают до 80 % от общего числа продающихся бизнесов. Их стоимость редко превышает 150 000 долларов США. 2. Следующую нишу занимают компании, которые по праву можно отнести к «золотой средине» и с полной уверенностью назвать «рабочими лошадками» малого бизнеса страны. По сравнению с предприятиями из микробизнеса они в целом сложнее в управлении, требуют достаточного объёма навыков ведения бизнеса и опыта, умения управлять гораздо большим числом самых разнообразных процессов и большим числом сотрудников. В отличие от микробизнеса, основной вопрос для владельца такого предприятия - кому поручить. И хотя до сих пор большинство таких компаний - «семейные», у собственников прослеживается стремление к разделению функций владения и управления, передачи оперативного управления в руки наёмного менеджера, налаживанию бюджетировния и бизнес-планирования, прозрачного управленческого учёта. Наиболее успешные «середняки» обзаводятся новым оборудованием, передовыми технологиями, грамотными специалистами и успешно конкурируют с более крупными предприятиями. Таких компаний не более 10% от общего числа продающихся бизнесов. Диапазон стоимости – от трёхсот тысяч до нескольких миллионов долларов США. Успешные бизнесы «золотой средины», или крупные малые компании, встречаются чаще всего среди производственных компаний, предприятий, обслуживающих потребительский и строительный рынки, оказывающих бизнес-услуги. 3. Так называемые «акселераты», или компании, выросшие из «семейных», окрепшие и стремящиеся к росту за счёт освоения новой продукции и выходу на рынки регионов России, страны СНГ и за рубеж. Именно для таких предприятий продажа стратегическому инвестору зачастую единственный шанс перейти в разряд средних компаний, или корпоративных структур. Такие компании есть практически в каждой рыночной нише, и сделок по поглощению «акселератов» крупными отраслевыми игроками становится всё больше. Вторую часть этой группы занимают компании, владельцы которых в точности последовали совету из известного анекдота о том, что для создания малого бизнеса необходимо купить крупный и запастись терпением. Их инвестиционная привлекательность – это активы (имущественный комплекс) или менеджеры с наработанной клиентской базой. Базовая стоимость для них – от двух миллионов долларов США. Наибольшее число сделок совершается именно с «микробизнесом», что обусловлено наличием довольно большого числа частных инвесторов, располагающих суммой в несколько десятков тысяч долларов. Однако смена владельца редко приводит к выводу компании в разряд «золотой средины», так как покупатели не имеют свободных средств для дальнейшего инвестирования развития бизнеса, а доступ к кредитным деньгам ограничен. Срок окупаемости вложений в микробизнес редко превышает один год. Наибольшим спросом среди квалифицированных инвесторов пользуются компании «золотой средины» стоимостью от 300 000 до 800 000 долларов США. Срок окупаемости вложений варьируется от 1,5 до 2 лет. Среди этих предприятий уже много компаний, доказавших свою устойчивость (работающих от 5-ти и более лет), генерирующих доход на уровне выше среднерыночного, обладающих налаженным менеджментом и обученным коллективом. На одну успешную компанию «золотой средины», грамотно подготовленную к продаже, всегда найдётся 8-10 заинтересованных покупателей, подходящих по всем статьям. Совместный проект ИА «Альянс Медиа» и консалтинговой компании «ГУРУС». ИА "Альянс Медиа" |