15.11.2006  ЕБРР: реформы в РФ замедлились

   ЕБРР считает, что хотя экономический рост в РФ продолжается, тем не менее темпы реформ значительно замедлились. Такой вывод содержится в ежегодном докладе Европейского банка реконструкции и развития «О процессе перехода к рыночной экономике», который был презентован главным экономистом ЕБРР Эриком Берглофом в среду, 15 ноября, в Государственном университете – Высшей школе экономики.
   Как сообщил Э.Берглоф, страны с переходной экономикой в целом постепенно приближаются по экономическим показателям к странам Западной Европы, тем не менее они по-прежнему сталкиваются с определенными рисками на фоне замедления темпов развития мировой экономики. Хотя это сказывается на странах со слабой макроэкономической базой, опыт Азии и России свидетельствует о том, что притоку иностранных инвестиций также препятствует неразвитость институциональной базы.
   Он отметил, что в РФ, в отличие от многих стран Западной Европы, а также стран СНГ, фундаментальных правительственных реформ мало: их недостаточно для того, чтобы обеспечить диверсификацию экономики и снижение ее сырьевой зависимости. Для улучшения инвестиционного климата Правительству РФ необходимо ускорить темпы реформирования государственных институтов, усилить борьбу с коррупцией, принять дальнейшие меры по устранению бюрократической волокиты и административных барьеров, занять четкую позицию по вопросам привлечения иностранных инвестиций в стратегические секторы экономики.
   Процесс консолидации промышленности и роль государственных структур требуется увязать с необходимостью сохранения открытого и легитимного режима регулирования внешней торговли и иностранных инвестиций, что обеспечит конкурентоспособность на отечественных рынках.
   Главнейшими макроэкономическими задачами в среднесрочной перспективе являются сдерживание роста бюджетных расходов, создание условий для Банка России в целях снижения темпов инфляции путем более гибкого применения курсового режима.
   Как отмечается в докладе, продолжается процесс интеграции России в мировую хозяйственную структуру. С июля 2006 года Правительство РФ ввело полную конвертируемость рубля. Нерезиденты в России и российские резиденты за границей теперь вправе открывать рублевые счета. Это станет дополнительным стимулом для развития отечественного рынка облигаций, среди участников которого иностранцев относительно немного. Кроме того, правительство объявило о планах перевода части внешнего долга страны в долгосрочные внутренние долговые инструменты, стимулируя процесс повышения уровня ликвидности и задавая ориентир для процентных ставок.
   В 2005-2006 гг. Россия добилась значительных результатов в ходе переговоров о вступлении страны в ВТО. Этот вопрос согласован со всеми членами рабочей группы, за исключением США, с которыми еще предстоит решить ряд проблем. Кроме того, в области внешней торговли наблюдался определенный негатив, в том числе запрет на импорт вина и других продуктов из Грузии и Молдовы, споры с Украиной о ценах на природный газ.
   Основными факторами улучшения инвестиционного климата по-прежнему остаются общая стабильность политической обстановки и рациональная макроэкономическая политика. Динамично растут объемы внутренних и иностранных инвестиций. Более 90% инвесторов планируют в ближайшие три года расширить масштабы своей деятельности в РФ. Вместе с тем деловой климат России недостаточно благоприятен. Не устранены многочисленные административные барьеры, особенно на региональном и муниципальном уровнях. Широко распространена практика недружественных поглощений, в том числе хозяйственными структурами, находящимися под контролем государства. Иностранные инвесторы сталкиваются с рядом дополнительных ограничений. Так, в марте текущего года российское правительство опубликовало предварительный список из 39 стратегических секторов, в которых будут ограничены объемы иностранных инвестиций.
   Как подчеркнул Э.Берглоф, хотя модернизация существующей инфраструктуры является одним из приоритетов деятельности Правительства РФ, тем не менее реформы в этой сфере идут «вяло». Многие улучшения в институциональной сфере, произошедшие в последнее время, были связаны с реформами прежних лет.
   Особое внимание в исследовании ЕБРР было уделено изучению финансового сектора РФ. Было отмечено расширение банковской системы, особенно быстро росли объемы потребительского кредитования и ипотеки, а большинство финансовых продуктов, предлагаемых населению, стали доступны во всех регионах страны. Наиболее заметная тенденция в данной сфере связана с тем, что финансовая система РФ начала развиваться в тесной взаимосвязи с остальной экономикой. На рынке страны одинаково успешно действуют и российские, и иностранные банки, как малые, так и крупные. При этом небольшие банки, как правило, обслуживают малый бизнес, а крупные – бизнес более развитый, а также население. Растет количество банковских, в том числе рублевых продуктов. Развивается рынок ценных бумаг, увеличивается число российских компаний, выходящих с IPO на Лондонскую биржу.
   Однако в целом темпы реформирования финансового сектора также замедлились, отметил Э.Берглоф. Он подчеркнул, что «значительная область экономики РФ не охвачена банковскими услугами, большинство фирм не находится в круге влияния банковской системы», наиболее серьезные проблемы связаны с кредитованием малого предпринимательства.
   Подводя итоги своего выступления, Э.Берглоф резюмировал, что реформы в РФ продолжаются, однако экономический рост происходит, как правило, под воздействием благоприятной мировой конъюнктуры в сырьевых отраслях. Финансовый рынок характеризуется возросшим объемом, стабильностью, на нем доминируют банковские структуры, хотя присутствует и частный акционерный капитал. В целом, заметил он, существуют возможности для изменения ситуации к лучшему, и значительную роль в этом процессе должно играть совершенствование институциональных структур.
   Ключевыми задачами российского правительства, по мнению ЕБРР, должны стать следующие. Консолидация промышленных групп должна быть уравновешена действенной антимонопольной политикой. Для восстановления доверия деловых кругов к властям необходимо повысить роль частной инициативы и сократить государственное вмешательство в экономику. Особенно важно, по словам Э.Берглофа, реформировать банковский сектор страны, систему государственного управления, расширять объем инвестиций в развитие инфраструктуры и промышленности.
   ИА "Альянс Медиа"