14.11.2006  Конкурс «Лучшие российские предприятия» не для олигархов, а для МСБ

   Конкурс «Лучшие российские предприятия», проводимый в 10-й раз, вышел на финишную прямую. Об этом 13 ноября сообщил сопредседатель конкурса, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.
   По его словам, комплексная оценка проводится на базе годовой бухгалтерской отчетности предприятий. На первом этапе конкурса экспертная группа путем анализа данных о деятельности 2500 предприятий и 10 отраслевых групп промышленности и связи, получаемой в Росстате, составила предварительный список претендентов на победу. В него вошли 100 компаний, номинированных в двух основных номинациях: «Предприятие-лидер» и «Лидер отрасли». На следующих этапах конкурса будет проведена дополнительная экспертиза претендентов на наличие просроченной задолженности перед федеральным бюджетом, налоговых претензий и иных проблем, которые были у предприятия. Победители будут объявлены на торжественной церемонии 13 декабря 2006 года. Победители получат награду конкурса - бронзовую статуэтку «Екатерина Великая».
   А. Шохин пояснил, что на втором этапе отбор победителей будет проводиться на основе разработанной по инициативе РСПП специальной методики. В ее основе лежит оценка динамики роста, производственной, финансовой и экономической эффективности предприятия. Основу оценки составляет статистика работы предприятия за 2005 год с учетом показателей работы за 9 мес. текущего года. Явные провалы в экономической деятельности автоматически исключают предприятие из списка номинантов.
   По словам главы РСПП, основное число номинантов составляют не крупные компании, а компании второго и третьего эшелона – малые и средние предприятия, которые «зачастую не являются публичными и известными на общероссийском уровне компаниями». Главное, что они динамично и успешно развиваются.
   По мнению А. Шохина, победа в конкурсе очень важна для средних региональных компаний. И сам конкурс имеет большое значение с точки зрения оценки эффективности бизнеса, проводимой независимо от его масштабов и от того, где находится предприятие, – в центре экономического роста или отстающем регионе. «Это позволяет другим компаниям делать вывод, что многое зависит от них самих. И не только олигархи могут быть успешными, но и люди, с которыми они встречаются в регионах и на отраслевых мероприятиях. Успешными оказываются те, кто стремится к успеху и занимает устойчивую нишу на рынке», - пояснил А. Шохин.
   Поскольку, по его словам, конкурс должен следовать за динамично развивающейся ситуацией на рынке при одновременном соблюдении базовых принципов методики оценки, помимо основных номинаций учрежден ряд специальных номинаций. В частности, следующих: «Лучшее малое предприятие», «За успешное освоение иностранных инвестиций в российской промышленности», «За инновационную эффективность», «За лучшую финансовую открытость предприятия» и др. Объявлены и совсем новые номинации - «За вклад в реализацию национальных проектов» и номинация с условным названием «Регион – питомник лидеров промышленного роста».
   На вопрос ИА «Альянс Медиа», каковы шансы малых предприятий стать победителем в главной номинации, А. Шохин ответил, что малое предприятие имеет полное основание стать победителем. Но если учесть, что анализируется работа не более 3 тыс. предприятий, ОПОРе РОССИИ дана возможность для расширения охвата конкурса провести на тех же принципах отдельный конкурс специально дл малого бизнеса. Эти предприятия могут попасть и в главный конкурс, большинство же из 3 тыс. претендентов представляют в основном средний бизнес.
   Глава РСПП пояснил также, что выбор региона-лидера промышленного роста – это абсолютно новая номинация, и ее название будет утверждаться. При оценке регионов жюри не рассматривает условия промышленного развития в том или ином регионе, а оценивает удельный вес номинантов, представленных тем или иным регионом, от общего количества предприятий. Такое решение принято из-за того, что если пользоваться официальной статистикой по выявлению региона с самым высоким экономическим и промышленным ростом, то Москва автоматически становится победителем. Поэтому будет применена другая методика оценки – по количеству номинантов из отдельного региона в общем списке. То есть выясняется регион, в котором количество предприятий-номинантов максимально признается лучшим по созданию условий для промышленного роста. При этом сам Шохин считает, что такая методика не абсолютна и ее будут совмещать с официальной статистикой. «Главное - поощрять регионы на создание благоприятных условий для ведения бизнеса и промышленного роста», - подчеркнул он. Глава РСПП отметил, что позиция союза, как основного организатора конкурса, - основной упор делать на региональный аспект в работе конкурса. Он напомнил, что по инициативе РСПП отрабатываются механизмы партнерства государства и бизнеса, в частности, по привлечению инвестиций в ЮФО.
   По поводу еще одной новой номинации - «За инновационную эффективность» - он сообщил, что методика конкурса также несовершенна и будет уточняться. Поскольку нужны более надежные критерии оценки «инновационности» предприятий. По мнению А. Шохина, классические компании могут внедрять инновационные продукты, и их тоже необходимо поощрять. «Компании, работающие в области телекоммуникаций, которые делают рывок и срезают угол, а не идут по стопам, должны быть отмечены на конкурсе», - пояснил он. В то же время А. Шохин убежден, что необходимо поощрять инновационные предприятия и инновационный венчурный бизнес как таковой. Поэтому на втором этапе конкурса поощрение будет разделено на две части: для инновационных предприятий и предприятий, внедряющих инновации. При этом он считает, что старт венчурной корпорации стимулирует активный рост малых форм инновационных предприятий. «Необходимо находить, оценивать и поощрять эти предприятия», - заключил глава РСПП.
   ИА "Альянс Медиа"