08.11.2006  Беларусь: наибольшее число МБ сосредоточено в торговле и общепите

   По состоянию на 1 июля 2006 г. субъектов малого предпринимательства в Беларуси насчитывалось 32,1 тыс. По итогам минувшего года 41,1% малых предприятий (МП) существовали в форме унитарных, 32,9% — в форме ООО (обществ с ограниченной ответственностью). Еще 19,4% работали как ОДО (общества с дополнительной ответственностью), а 5,2% — в виде акционерных обществ. Вот некоторые показатели работы МП в первой половине этого года.
   Если посмотреть распределение МП по отраслям, то по-прежнему наибольшее их количество сосредоточено в торговле и общепите — 40,8%. Далее идут промышленность (23,5%) и строительство (12,4%). Меньше всего их в информационно-вычислительном обслуживании (всего 0,5%).
   По количеству работников среди малых предприятий лидирующее положение у сельхозорганизаций. На них в среднем работают по 26 человек. А штат в количестве всего 5 человек — на предприятиях из сферы финансов, кредитов, страхования, пенсионного обеспечения.
   Субъекты малого бизнеса — это чаще всего частные организации (90%). Среднесписочная численность работающих в них сотрудников по итогам 2005 г. составила 340 тыс. человек (для сравнения: в государственных — 39,9 тыс., в иностранных — 24,5 тыс.).
   Территориально по количеству МП лидирует Минск. На начало 2006 г. их в столице было 16,6 тыс. Наименьшее же число зарегистрировано в Брагинском районе — всего 7. В Кормянском — 8, а в Краснопольском и Хотимском — по 9.
   В минувшем году главным источником инвестиций в основной капитал МП были их собственные средства — 439 млрд Br. Второй по значимости ресурс — кредиты банков — составили лишь 129 млрд Br, что не намного больше, чем средства населения (113 млрд Br). Бюджетные средства, внебюджетные фонды и иностранные источники были и того меньше. Инвестирование в основной капитал в 2005 г. шло главным образом на малых предприятиях частной формы собственности. На их долю пришлось 76,4% инвестиций от их общего числа, против 9% у государственных и 14,6% у иностранных. Причем такая картина наблюдается на протяжении последних пяти лет.
   В 2005 г. у малых предприятий произошло падение внешнеторгового оборота со странами СНГ — до 79,8% (годом ранее было 159,5%). Еще хуже обстояли дела у них в торговле с Россией. В то же время малый бизнес более преуспел в торговле с государствами вне СНГ. Объем внешней торговли с ними составил 152,9% (годом ранее было 143,2%), причем экспорт вырос на 173,3%, а импорт — на 138%. Показатели остальных белорусских предприятий, не относящихся к малому бизнесу, в этом отношении гораздо скромнее.
   К субъектам МП согласно Закону "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь" от 16.10.1996 № 685-XIII относятся юридические лица со среднесписочной численностью работников в промышленности и на транспорте до 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-производственной сфере — до 60 человек, в строительстве и оптовой торговле — до 50 человек, в розничной торговле, общественном питании, бытовом обслуживании населения и других отраслях производственной сферы — до 30 человек, в других отраслях непроизводственной сферы — до 25 человек.
   У малых предприятий не особо много преимуществ перед остальными субъектами хозяйствования. Одно из них — более упрощенная статистическая отчетность по форме 1-МП. Ее предприниматели обязаны сдавать раз в полгода, тогда как остальные предприятия отчитываются ежемесячно или раз в квартал, пояснили в Бизнес-союзе предпринимателей и нанимателей им. М.Кунявского (БСПН). Кроме того, у МП есть возможность воспользоваться упрощенной системой налогообложения.
   Ряд обязательных платежей в бюджет заменены единым налогом. При этом ставка налога здесь определена в размере 10% от валовой выручки. Однако из-за отсутствия декларируемой простоты эта система непопулярна у малого бизнеса, ею пользуется около 1% из тех, кто имеет на это право. Чтобы воспользоваться упрощенной системой, необходимо в течение года вносить авансовые платежи за патент, что в итоге вымывает оборотные средства у малых предприятий и не позволяет им полноценно развиваться. К тому же стоимость патента может оказаться в полтора–два раза выше 10-процентной выручки, что теряет всякий смысл в применении такой системы. Решить проблему должен был подготовленный правительством указ президента "Об упрощенной системе налогообложения", отменявший пресловутый патент и делавший эту систему более доступной для большого количества субъектов малого бизнеса. Однако документ "завис" на стадии согласований, что делает вступление его в силу с 1 января 2007 г. все более призрачным.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам ИА "Белорусские новости"