24.01.2006  "Молочная война" продолжается

   Вчера состоялся первый этап «молочных» переговоров между Россией и Украиной. Результатов он не принес. Несмотря на твердое намерение Киева уладить конфликт как можно скорее, Москва посчитала, что спешить некуда. Судя по высказываниям наших чиновников, процесс может затянуться на многие месяцы. Что за это время произойдет с нашим молочным рынком, не ясно, но цены поднимутся наверняка.
   «Снять запрет можно будет только после подписания меморандума о сотрудничестве в области ветеринарии, подготовка которого – достаточно длительный процесс, – отметил источник в Россельхознадзоре. – К примеру, с Евросоюзом подобный документ мы готовили девять месяцев».
   Похоже, отечественных чиновников не очень-то волнует отнюдь не безоблачное состояние нашего молочного рынка и его зависимость от украинской продукции. По данным Института конъюнктуры аграрного рынка, сокращение поголовья крупного рогатого скота, начавшееся в 1986 году, до настоящего времени не преодолено, и положение в молочной индустрии еще более серьезно, чем в мясной. «Российское молочное стадо на сегодня по численности меньше, чем оно было в послевоенном 1945 году, – говорится в недавно проведенном исследовании ИКАР. – Надои молока в стране падают, а ввозить его в страну в промышленно значимых объемах невозможно. Вытекающие отсюда последствия: масштабное использование сухого молока, увеличение немолочных компонентов и, как следствие, сокращение производства полноценных молочных продуктов».
   Тем не менее с молоком перебои вряд ли будут, а вот на рынке сливочного масла и сыров может возникнуть дефицит. Для удовлетворения потребности крупных городов в молоке его приходится закупать в тех областях, где оно традиционно шло на изготовление сыра и сливочного масла (Вологодская область, Углич). В результате регионы остаются без сырья. Более того, рынок сливочного масла уже давно находится в зависимости от украинской продукции.
   «Благодаря стараниям производителей сливочного масла был принят новый ГОСТ, по которому с лета 2004 года все комбинированные масла должны маркироваться словом «spread» или «маргарин», – рассказал представитель компании, осуществляющей сбыт сыра и сливочного масла в магазины и супермаркеты. – Бизнес рассчитывал, что изгнание «легких масел» из отрасли сделает производство сливочного масла более рентабельным. Цель была достигнута, однако производители оказались не в состоянии удовлетворить спрос на свою продукцию из-за той же нехватки молока. Дефицита удалось избежать благодаря хлынувшему потоку масла с Украины и Беларуси. Справится ли теперь Белоруссия в одиночку – не известно».
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Новые известия"