31.10.2006  В.Зубков: борьба с с "зарплатной" схемой отмывания денег только начинается

   Завтра российской финансовой разведке исполняется пять лет. До создания Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) вопросами, связанными с финансовыми преступлениями, занимались разные ведомства - каждое по своему профилю. Однако в современной экономике теневой бизнес стал настолько изощренным и приобрел такой размах, что понадобилось сосредоточить контроль "в одних руках".
   Что удалось сделать ФСФМ за эти пять лет, насколько сильны преграды, поставленные на пути "грязных" денег? Об этом рассказал руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу Виктор Зубков.
   В: Сколько сегодня в России отмывают "грязных" денег?
   О:
В этом году мы направили в правоохранительные органы более 3 тысяч материалов на сумму примерно 1 триллион рублей. Почти половина из них - с уголовной и судебной перспективой. По данным МВД, в прошлом году более чем в 12 раз возросла сумма арестованного и изъятого в ходе следствия имущества для покрытия нанесенного ущерба.
   В: Что все-таки стоит за таким расхожим сегодня понятием, как "отмывание денег"?
   О:
Так называемые предикатные преступления - бандитизм, мошенничество, взяточничество, уход от уплаты налогов, незаконная предпринимательская и банковская деятельность, торговля людьми, распространение наркотиков, подпольная продажа оружия. Затем происходит "очистка" преступно нажитых капиталов, например, через фирмы-однодневки, на счета которых перечисляются деньги за якобы оказанные услуги. Деньги обналичиваются, а фирмы исчезают.
   Еще один способ "отмывания" - приобретение товаров по завышенным ценам с последующей перепродажей "чужим" компаниям, которые на деле принадлежат одному хозяину. Используются и схемы незаконного возмещения НДС. В последнее время широко распространились "карточные" схемы (с применением банковских пластиковых карт), к участию в которых привлекаются физические лица.
   Применяется и такая схема "отмывки": платежи рассылают на десятки и даже сотни фирм, сознательно запутывая источники поступлений финансов и их применение. Задача финразведки - распутать клубок, найти ушедшие деньги. И если они ушли сегодня, это не значит, что мы не найдем их завтра. Мы будем искать их до тех пор, пока не дойдем до конца "клубка".
   В: Говорят, для "отмывки" активно используют нелегальных мигрантов?
   О:
Их как раз чаще всего и вовлекают в эти схемы, причем вслепую. Возьмите граждан Украины, Белоруссии, Узбекистана, Казахстана, любого человека, который находится в России на нелегальном положении. Их "цепляют" где угодно - на стройке, на рынке. По их паспортам открывают, например, кредитные счета пластиковых карт. И за это им в лучшем случае бросят копеечную подачку. Хорошо еще, что "по башке не дадут", чтобы забыли, кому давали свои паспорта. Для нашего расследования это самая трудная схема.
   Деньги, как правило, уходят в страны СНГ, а там либо нет финансовых разведок, либо они по ряду причин пока работают не очень эффективно. Поэтому сегодня для России особенно важно навести порядок в миграционных потоках. А работодатели, которые, используют труд нелегалов, должны платить крупные штрафы.
   В: В США за последние три года у нарушителей закона, совершавших нелегальные операции, конфисковано почти полмиллиарда долларов. А число людей, арестованных по подозрению в отмывании "грязных" денег и других финансовых преступлениях, увеличилось с 1224 до 1567 человек. Почему России не удается похвастаться подобной статистикой?
   О:
Напротив, если брать процентный рост результативности нашей работы, то мы далеко обогнали наших американских коллег. Число осужденных по 174-й "отмывочной" статье за три последних года возросло в десятки раз. Количество материалов, направленных в правоохранительные органы, - более чем в 50 раз. Материалы расследований "осветили" преступное происхождение свыше триллиона рублей. При оценке степени опасности совершенного преступления легализация преступных доходов теперь квалифицируется судами как более тяжкое преступление, чем раньше.
   В: Россия собирается подписать Конвенцию Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма. Каких обязательств потребует этот документ?
   О:
Присоединение к Конвенции даст нам возможность внести серьезные изменения в действующее законодательство. Например, возродить конфискацию за преступления, связанные с легализацией "грязных" доходов. Привлекать к уголовной ответственности за отмывание денег граждан, которые делали это в интересах юридических лиц (наш случай с мигрантами). Осуждать за "отмывание" денег без необходимости доказательства предикатного (базового) преступления.
   В: Насколько нам известно, Межведомственная комиссия, которую вы возглавляете, решила, что договоры страхования недвижимого имущества должны быть причислены к операциям, подлежащим обязательному финансовому контролю.
   О:
Вопрос обсуждался на последнем заседании Межведомственной комиссии в сентябре. Для принятия согласованного решения мы попросили официально высказаться руководителей министерств и ведомств, входящих в комиссию. Окончательное решение будет принято на заседании комиссии, запланированном на ноябрь.
   В: Если раньше законом оговаривалось, что только банкиры должны информировать вашу службу о подозрительных сделках, то два года назад к этому подключили страховщиков, риелторов, аудиторов, бухгалтеров. Говорят, что финразведка не получила ни одной информации о подозрительных сделках от аудиторов и риелторов.
   О:
Это не так. Все закон выполняют. Риелторы, к примеру, дают информацию о сделках на сумму свыше трех миллионов рублей. Мы эти сообщения обрабатываем, проводим расследования. Не исключаю, что какая-то информация попадет и в правоохранительные органы. Уже то, что эти категории бизнеса все же законодательно приобщены к тому, чтобы давать нам информацию, крайне важно.
   Я считаю, что руководство Федеральной службы страхового надзора, с которой у нас заключено соглашение, очень серьезно относится к этой проблеме. У нас был ряд совместных проверок в страховых компаниях. Думаю, если и дальше они будут работать с таким же азартом, то можно ждать и по страховым компаниям крупных дел, связанных с отмыванием преступных доходов и вывозом за рубеж крупных страховых премий.
   В: Удалось ли справиться с "зарплатной" схемой отмывания денег?
   О:
Статистика, которую приводят налоговые органы, говорит о том, что толчок произошел - многие компании перестали выдавать зарплаты в конвертах. Но, думаю, процесс только-только начался. И, наверное, уповать только на карательные меры не стоит. Налоговики борются с этими проблемами. Но им нужна помощь, в том числе со стороны законодателей.
   Необходим комплекс экономических решений, которые позволили бы компаниям более прозрачно вести свой бизнес, выводить из "тени" финансовые потоки, показывать реальную заработную плату и реальные затраты. Думаю, должны быть хорошо исследованы причины, почему все-таки компании продолжают выдавать зарплату в конвертах. Следует определить те отрасли, где эти нарушения особенно актуальны.
   В: Было много дискуссий по закону о финансовой амнистии. Людям предлагают заплатить с утаенных ранее доходов 13 процентов, и тогда их можно будет безболезненно легализовать. Финансовую разведку устраивает этот законопроект.
   О:
Я не видел его последнюю версию. В предыдущих нас не все устраивало. Хотелось бы четче понять, как собираются отделить "грязные" капиталы (нажитые преступным путем) от тех, с которых просто не уплатили налоги. Чаще всего это одни и те же деньги - смешанные. И тот гражданин, который их будет декларировать, по идее, все-таки должен доказать, что его капиталы "чистые". Но как это он будет делать, пока неясно.
   В: Ежедневно из банков в Росфинмониторинг поступает 20 тысяч сообщений, в год - 8 миллионов. Банкиры считают, что они делают лишнюю работу. Реально сообщений, связанных с "отмыванием" денег, единицы. Может, надо отказаться от валовой поставки информации о подозрительных сделках?
   О:
Вообще избыточной информации для нас быть не может, от кого бы мы ее ни получали - от банков, от риелторов, от нотариусов, от зарубежных коллег. Даже если ее основной массив не криминальный, это не значит, что мы не должны ее исследовать.
   В: Актуален ли сегодня вопрос о наделении финансовой разведки силовыми полномочиями?
   О:
Думаю, что при том уровне отношений и взаимодействия, которые сложились у нас с правоохранительными органами, в этом нет необходимости. Активную позицию сегодня занимает Генеральная прокуратура. Еще пять лет - и многое изменится.
   В: А вы можете отследить "отмывку", если речь идет о наличных деньгах?
   О:
Если деньги перемещаются "живьем", то есть ящиками и мешками, то они, к сожалению, вне сферы нашей компетенции. А вот почтовые и некоторые альтернативные (безналичные) переводы находятся под нашим контролем. Что же касается злоупотреблений через некоммерческие организации, то информация об использовании их финансов поставляется банками.
   В: Известно, что правительство и Центробанк в ближайшее время представят программу по сокращению наличных денег в экономике, размеры которых угрожают национальной безопасности. Насколько радикальной должна быть эта программа?
   О:
Необходимо заинтересовать банкиров и бизнесменов в развитии безналичных платежей. Предоставить клиентам банков значительные льготы при таких операциях, создать условия, при которых станет выгодно большинство платежей производить без участия "живых" денег.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам "Российской газеты"