26.10.2006  Реформа СНГ неизбежна

   «СНГ как союз сохранится, но обязательно будет реформироваться», - такое заявление сделал председатель комитета по делам Содружества Независимых Государств СФ РФ Вадим Густов в своем выступлении на открытии Дня комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств.
   Глава комитета отметил также, что с первых дней своего основания СНГ принимало активные действия для сохранения единого экономического пространства. Для реализации этих мер в рамках СНГ было подписано 1600 документов на межправительственном уровне, однако ратифицировано и задействовано из них всего 10%. «Все это говорит о том, что экономическая интеграция внутри Содружества, попытка создать союз по аналогии с ЕС отвергалась государствами–участниками в принципе», - пояснил В. Густов.
   По его мнению, причина тому - активные попытки США и ЕС «дистанцировать от Москвы» вновь образованные государства. Впрочем, реальность показала, что управление экономикой отдельных государств невозможно без создания экономических объединений или союзных государств.
   В. Густов высказал уверенность, что интеграция будет продолжаться, но в условиях реформирования СНГ. Он сообщил, что Республикой Казахстан разработаны пять предложений, направленных на реформирование Содружества: проведение согласованной миграционной политики; интеграционный подход в вопросе транспортных коммуникаций, интеграция в научно-образовательной сфере, гуманитарное сотрудничество, борьба с преступностью. Эти направления предложено внести в Устав СНГ. При этом вопросы экономики остаются вне рамок Содружества. «Это объяснимо: невозможно объединить в интеграционное пространство Туркмению и ряд других государств», - подчеркнул глава комитета по делам СНГ СФ.
   Впрочем, по его мнению, не все благополучно и в таком интеграционном союзе, как ЕврАзЭС «из-за внутренних противоречий».
   В. Густов считает необходимым активизировать работу возглавляемого им комитета по стратегическим направлениям развития Содружества. Он назвал «вопросом вопросов» миграционную политику. «Трудовая миграция необходима, но решение этого вопроса требует законодательного регулирования. Если в Россию в прошлом году въехало 21 млн, а выехало только 6, то нужно знать где оставшиеся 15 млн», - заключил В. Густов.
   Генеральный секретарь ЕврАзЭС Григорий Рапота отметил в своем выступлении, что в целом союз развивается динамично, активно сотрудничая в реальном секторе экономики. «Но не все вопросы идут легко, впрочем, дорогу осилит идущий», - оптимистично отметил глава ЕврАзЭС.
   К важным событиям последнего периода Г. Рапота отнес присоединение Узбекистана, создание Евразийского банка развития, слияние Евразийского экономического сообщества и Организации Центрально-Азиатского сотрудничества.
   Но самым знаменательным он назвал принятое в августе на неформальном саммите в Сочи решение о создании Таможенного союза, который на первоначальном этапе формируется с участием Беларуси, Казахстана и России.
   По словам Г. Рапоты, становление Таможенного союза должно произойти к концу нынешнего года после завершения формирования необходимой договорно-правовой базы.
   Генсек ЕврАзЭС назвал Таможенный союз «более высокой степенью интеграции», по сравнению с режимом свободной торговли. Как известно, режим свободной торговли предполагает свободное обращение товаров. Таможенный союз предполагает единую тарифную политику, территорию, границу и единый орган управления этой границей.
   Генеральный секретарь МПА СНГ Михаил Кротов считает что критическое восприятие СНГ как организации во многом обусловлено объективными причинами. За 15 лет существования Содружества все страны–участники переживали экономический кризис, обусловленный падением объемов производства. «Объединение стран, переживающих застой экономики, логично воспринимать критически», - пояснил М. Кротов.
   По его мнению, разочарование в СНГ постигло и тех, кто рассчитывал на создание в рамках СНГ квазигосударства.
   Впрочем, М. Кротов считает, что на этапе суверенитизации бывших республик СССР, СНГ удалось выполнить свою главную роль - обеспечить «цивилизованный развод» и погасить конфликты. «Сейчас важно определить дельнейшие направления деятельности СНГ», - отметил М. Кротов.
   Касаясь деятельности МПА СНГ он сообщил, что было принято 200 модельных законов на основе которых удалось максимально сблизить законодательство стран участников СНГ. Поскольку модельные законы разрабатывались на основе типовых законов ЕС, адаптированных для СНГ, принимаемые национальные законы приближены не только в рамках СНГ, но и ЕС. Идентификация ряда важных законов, таких как о защите прав инвесторов, о рынке ценных бумаг, о несостоятельности и банкротстве кредитных учреждений, по мнению М. Кротова, способствует формированию общего рынка товаров и капиталов.
   Еще одно важное интеграционное направление - законодательное обеспечение зоны свободной торговли в рамках СНГ дало неплохой эффект. «На сегодняшний день объем внутреннего товарооборота СНГ составляет $140 млрд. С индексацией цен на энергоносители в мировые объем был бы значительно выше. Впрочем, эти показатели не слишком высоки по сравнению с товарооборотом внутри АСЕАН, который достиг триллионной отметки», - заключил М. Кротов.
   ИА "Альянс Медиа"