24.10.2006  МБ производит 23% продукции легпрома

   Легпром занимает более 17% российского товарного рынка. Однако предприниматели не считают бизнес в этой сфере выгодным. Его развитию препятствует ряд проблем, находящихся как в сфере законодательства, так и в сфере правоприменительной практики. Среди этих проблем – такие общие, как несовершенство налогового и банковского законодательства, и такие частные, но от этого не менее важные, как сложности с возвратом экспортного НДС. Решению этих проблем должна послужить работа комиссии по текстильной и легкой промышленности совета РСПП по конкурентоспособности и отраслевым стратегиям. Ее первое заседание состоялось в понедельник, 23 октября, в конференц-зале Российского союза промышленников и предпринимателей.
   Президент РСПП Александр Шохин сообщил, что решение о создании данной комиссии было принято 18 сентября текущего года. Ее возглавил президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей легкой промышленности Александр Бирюков. Раскрывая смысл создания подробной отраслевой площадки, А.Шохин отметил, что в число членов РСПП входит значительное количество различных отраслевых объединений и ассоциаций, однако ощущается дефицит переговорных площадок, где можно было бы согласовывать позиции, лоббировать интересы отдельных бизнес-групп, а также в целом вырабатывать отраслевые стратегии. Он подчеркнул, что «мы хотели бы рассматривать комиссию не как структуру РСПП, а как переговорную площадку для всего бизнеса отрасли».
   А.Шохин уверен, что сегодня у российского правительства есть возможность проведения государственной промышленной политики, существуют инструменты поддержки отдельных отраслей. Важную роль призван играть и инвестиционный фонд, однако, как отметил президент РСПП, на сентябрь средства этого фонда остались «практически нетронутыми». Это связано с недостаточным уровнем проработанности проектов, представленных на софинансирование. В связи с этим, считает А.Шохин, «разговоры о том, что средства стабилизационного фонда надо использовать для поддержки промышленности, не вполне обоснованны, раз мы не можем использовать инвестиционный фонд». Он полагает, что правительству следует выделить ряд приоритетных отраслей, проекты которых будут финансироваться из средств инвестфонда, и отвести на каждую отрасль определенную часть объема фонда. Возможно, считает А.Шохин, для отдельных отраслей, в том числе для легкой промышленности, следовало бы снизить требования к масштабности проектов.
   Также он отметил, что, учитывая вступление России в ВТО, необходимо создавать систему защитных мер отрасли легкой и текстильной промышленности: эта отрасль, по словам А.Шохина, окажется в данной ситуации особенно чувствительной.
   О мерах по развитию легкой промышленности на ближайшие годы рассказал начальник отдела промышленной политики в легкой промышленности Минпромэнерго РФ Сергей Шумилин. Он напомнил, что заседание проходит в преддверии принятия решения Правительства РФ об утверждении плана по развитию текстильной и легкой промышленности на 2006-2008 гг. «Этот документ является основой поддержки государством легкой промышленности», - отметил С.Шумилин.
   В ходе своего выступления он рассказал о работе легкой промышленности за 9 месяцев текущего года. Так, индекс текстильного и швейного производства составил 108,2%, производства обуви и изделий из кожи – 112,9%. Таких положительных темпов роста объемов производства российский легпром достиг впервые за последние шесть лет, констатировал С.Шумилин. Также в этот период данной продукции было поставлено в Россию на сумму около 2 млрд долларов. Это свидетельствует об эффективности предпринятых правительством мер по выводу «из тени» недобросовестных импортеров, считает он. Налогооблагаемая база по импорту товаров и изделий легкой промышленности в РФ увеличилась на 746,1 млн долларов. Кроме того, он напомнил, что рынок легкой промышленности на сегодняшний день составляет 17,5% всего товарного рынка России.
   С.Шумилин уверен, что создание цивилизованного рынка потребительских товаров является ключевой проблемой развития отечественной промышленности. Эта работа, считает он, должна переходить на более высокий уровень, необходимо реализовывать государственную политику по защите внутреннего рынка от контрабандной и контрафактной продукции. Сегодня эта работа не является системной, полагает представитель Минпромэнерго.
   По его словам, существующая законодательная база в сфере защиты внутреннего потребительского рынка позволяет принимать различные меры по его защите, однако их эффективность недостаточна. Нужна системная работа по внесению дополнений и изменений в действующее законодательство в данной сфере. Также необходимо принять закон о торговле, отметил С.Шумилин.
   Значительное влияние на сдерживание оборота контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции оказывает техническое регулирование. Представитель Минпромэнерго напомнил, что в сфере легпрома предусмотрена разработка четырех технических регламентов. При этом бизнес может выйти с предложением о разработке дополнительных регламентов за счет собственных средств.
   Особенное значение при осуществлении госполитики по поддержке легкой промышленности имеет, по словам С.Шумилина, таможенно-тарифное регулирование. На сегодняшний день более 70 видов ввозимого технологического оборудования освобождено от таможенных пошлин, однако это правительственное решение действует лишь до августа будущего года. Важно ввести эту норму на бессрочной основе, считает он.
   Немаловажным фактором в работе предприятий является стоимость сырьевых ресурсов, доля которых в себестоимости продукции составляет более 50%. Представитель Минпромэнерго отметил, что доля импортного сырья в РФ постоянно растет. Предложений по снижению пошлин на импортное сырье от бизнеса нет, исключение составляет лишь Российский союз кожевенников и обувщиков. Он напомнил, что министерства не вправе выходить с подобными предложениями.
   Также С.Шумилин рассказал об основных направлениях предоставления субсидирования на возмещение процентных ставок по банковским кредитам в сфере легпрома. Так, бизнес может получить такую субсидию, если возьмет кредит на приобретение сырья и материалов (планируется увеличить долю возмещения с 1/2 на 2/3); кредит при поставке продукции на экспорт, в том числе и страны СНГ (существует возможность полного погашения процентов по кредиту); кредит на закупку технологического оборудования, не производимого в России.
   Также в своем выступлении С.Шумилин затронул и вопрос развития малого предпринимательства сферы легпрома. По его словам, «малый бизнес способен как помочь крупному бизнесу удовлетворить потребности рынка, так и стать системой ухода от налогов путем деления крупных предприятий на мелкие». Представитель Минпромэнерго сообщил, что в легпроме РФ 23% всей продукции выпускается именно малыми предприятиями. В связи с этим, считает он, «важно, чтобы малый бизнес стал тем, кто поможет удовлетворить потребности населения России».
   Участники заседания в ходе дискуссии отметили ряд важных проблем развития российской легкой промышленности. Так, президент Ассоциации предприятий текстильной и легкой промышленности «Восток-сервис» Владимир Головнев поднял вопрос закрытия границ для «серого» импорта, однако он считает, что быстро его решить не удастся. Президент Российского союза кожевенников и обувщиков Нелли Мякунова отметила, что в тех сферах, в которых действуют запретительные меры для российской промышленности, активно работают компании из стран СНГ. К таким запретительным мерам она отнесла, в частности, пошлины на вывоз кожевенного сырья из России. Кроме того, она считает необходимым провести эксперимент по отмене НДС на ввозимое технологическое оборудование. В части вступления России в ВТО, по словам Н.Мякуновой, нужно провести анализ всех сделанных уступок в сфере легпрома.
   Вице-президент НП «Русское хлопковое сообщество» Александр Белов обратил внимание на важность развития малой энергетики для легкой промышленности. Генеральный директор ЗАО «Даргез-О» Андрей Разбродин заявил, что сегодня в России в целом невыгодно заниматься производством продукции в сфере легкой и текстильной промышленности. «Никакие мелкозаградительные меры ничего не решат», - уверен он, необходимо говорить о системном государственном регулировании этой сферы. Так, следует совершенствовать налоговое и банковское законодательство, которое на сегодняшний день препятствует развитию промышленности. Особое внимание он обратил на проблемы при возврате экспортного НДС. Кроме того, он считает чрезмерно высокой и собственно ставку НДС. Также нужно отменить все пошлины на ввоз тканей, а на ввоз готовой продукции – повысить, полагает А.Разбродин.
   Первый вице-президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Надежда Самойленко предложила принять закон об уничтожении контрафакта. Генеральный директор ОАО «Центральный научно-исследовательский институт швейной промышленности» Светлана Беляева считает необходимым дополнить список импортируемого высокотехнологичного оборудования, для которого отменены таможенные пошлины, испытательным оборудованием.
   Подводя итоги дискуссии, С.Шумилин отметил, что чрезвычайно важно подробно расписать всю работу по развитию и поддержке легпрома, однако сделать это в рамках одного плана невозможно. Тем не менее прежде всего следует подготовить и утвердить именно план по развитию текстильной и легкой промышленности в качестве основы, а потом в рамках реализации его мероприятий вносить любые предложения в законодательной сфере.
   ИА "Альянс Медиа"