19.10.2006  Усиление финансовых санкций для мигрантов ударит по МСБ

   Госдума приняла поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП). Изменения усиливают ответственность за нарушение миграционного законодательства как работодателей, так и мигрантов. Наиболее сильно новшества ударят по малому и среднему бизнесу.
   Государственная дума решила ужесточить санкции за нарушение порядка принятия на работу в России иностранных граждан и лиц без гражданства. Также будут увеличены сроки давности за нарушение миграционных правил и правил привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности.
   За усложняющие жизнь нелегальных работников депутаты проголосовали почти единодушно – при необходимых 226 голосах «за» проголосовали 393 депутата, «против» – пять, воздержавшихся не было.
   Для найма мигрантов работодатель сегодня должен получить разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы. Сейчас госпошлина составляет 3 тыс. рублей за каждого мигранта. После 15 января 2007 года ситуация изменится в отношении работников из стран СНГ. Получать разрешение придется, лишь если иностранец прибыл из страны, с которой у России установлен визовый режим. Для найма мигранта, который мог въехать в нашу страну без визы, разрешение не понадобится. От компаний потребуется соблюдение двух условий: мигрант должен иметь разрешение на работу, а работодатель обязан сообщить о его приеме в региональное управление ФМС.
   При пересечении границы информацию о мигранте будут вносить в общую базу данных, проверяя въезжающих на наличие административных правонарушений и судимости. Оформление разрешения на трудовую деятельность сократится с одного месяца до десяти дней – необходимо предъявить паспорт, заявление, квитанцию об уплате госпошлины (1000 рублей), заявку от работодателя, медсправка не понадобится.
   По новому закону гастарбайтеры могут быть оштрафованы на 20–50 МРОТ (административный МРОТ равен 100 рублей) с депортацией за пределы России. Ответственность принимающей стороны за отсутствие разрешения на привлечение иностранной рабочей силы зависит от юридического статуса: штрафные санкции для физических лиц будут варьироваться от 20 до 50 МРОТ, для должностных лиц – от 250 до 500 МРОТ, для юридических лиц – от 2,5 до 8 тысяч МРОТ.
   При отсутствии у работника разрешения на трудовую деятельность работодатель также будет оштрафован.
   Для физических лиц наказание составит от 20 до 50 МРОТ, для юридических лиц – от 2500 до 8000 МРОТ. Компании-работодателю также грозит приостановление деятельности на срок до 90 суток.
   Принципиальные новшества закона заключаются не только в увеличении штрафов.
   Если ранее юридические лица платили за сам факт привлечения нелегалов к работе, то теперь административная ответственность наступает в отношении каждого нелегального работника в отдельности.
   Если закон будет принят, он затронет жизнь миллионов людей. По информации главы Федеральной миграционной службы Константина Ромодановского, на данный момент в России находятся около 10 млн иностранных граждан, из которых официально зарегистрировано около 700 тыс. «Только экономический ущерб, причиненный нелегальной миграцией России в виде неуплаты налогов, составляет, по нашим оценкам, более 8 миллиардов долларов в год», – сообщил глава ФМС. По словам Ромодановского, такая ситуация выгодна работодателям, чья ежегодная прибыль от использования нелегалов составляет 80–100 млрд рублей.
   При этом Ромодановский все же признает, что «противостоять нелегальной миграции исключительно репрессивными и ограничительными методами невозможно». Поэтому власти заявляют о намерении выводить мигрантов «из тени», прежде всего налоговой.
   «Миграционная политика действительно нуждается в сбалансированном подходе, – комментирует сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения Елена Тюканова. – С одной стороны, требуется либерализация и упрощение процедур привлечения иностранцев к трудовой деятельности, а с другой – введение серьезного контроля». Например, эксперт считает, что пока не ясно, как будет высчитываться доля иностранных граждан, потребность в них. Также нет адекватных прогнозов – как изменится состав рабочих мигрантов, насколько они будут конкурировать с местным населением. Например, известно, что нелегальные мигранты сконцентрированы в первую очередь в сферах строительства, торговли и услуг.
   Однако точных цифр распределения гастарбайтеров по отраслям официальная статистика не дает.
   При этом сейчас проблему трудовой миграции российские власти сделали еще более политизированной. Однако на самом деле власти, заявляя, что борются с нелегалами, часто лоббируют интересы различных экономических структур. Например, по мнению Тюкановой, кампания по упорядочению присутствия иностранных работников на рынках не имеет ничего общего с миграционной политикой. Таким образом власти просто пытаются установить новый порядок в торговой сфере.
   Работодатели не любят говорить о проблемах трудовых мигрантов. Многие из них полагают, что увеличение штрафов теоретически может несколько улучшить ситуацию, но вряд ли приведет к решению глобальной проблемы нелегальной миграции. При этом усиление финансовых санкций прежде всего ударит по малому и среднему бизнесу, который из финансовых соображений вынужден использовать нелегальную рабочую силу.
   Депутаты же утверждают, что поправки введены в интересах мигрантов.
   Например, член фракции «Единой России» Александр Москалец заявил: «Несоблюдение в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности сопровождается, как правило, грубым нарушением их прав на безопасные условия труда. Это влечет за собой нарушения санитарно-эпидемиологических правил, а также нарушение прав и свобод».
   ИА "Альянс Медиа" по материалам "Газеты.Ру"