17.10.2006 Реформа местного самоуправления может привести к разрыву в положении регионов Международное рейтинговое агентство Fitch заявило, что в то время как реформа местного самоуправления в России направлена на создание более эффективной системы государственного управления на муниципальном уровне, она лишь частично решает проблемы, связанные с внутренними различиями в экономическом потенциале муниципальных образований, а в некоторых случаях даже обостряет их. Как отмечается в сообщении, со ссылкой на эксперта группы Fitch по международным региональным финансам Андрея Пискунова, есть несколько рисков, которые могут проявиться в результате реформы и оказать отрицательное воздействие на экономическое развитие регионов и бюджетные показатели субфедеральных органов власти. Реформа предусматривает одинаковые механизмы распределения налогов, которые дают более значительные преимущества муниципальным образованиям с хорошей налоговой базой и одновременно ставят в менее выгодное положение экономически слабые муниципалитеты. Данный дисбаланс вынуждает субфедеральные власти полагаться на межбюджетные трансферты, что снижает гибкость структуры расходов их бюджетов. Такая ситуация, как полагает Fitch, приведет к дальнейшей поляризации кредитных рейтингов российских регионов и муниципальных образований и их разделению на две четко различающиеся категории: регионы и муниципальные образования с высокими рейтингами, обусловленными экономическим потенциалом добывающей промышленности, и регионы и муниципальные образования с низкими рейтингами из-за значительного компонента перерабатывающих отраслей в местной экономике. Кроме того, концентрация внимания муниципальных образований на фактическом предоставлении общественных товаров и услуг приведет к закрытию некоторых государственных предприятий, которые они посчитают неэффективными, и это может еще более обострить социальную ситуацию в экономически слабых муниципальных образованиях. Новое определение прав муниципальных администраций на государственное имущество, согласно которому они имеют право владеть лишь теми имуществом и недвижимостью, которые напрямую связаны с предоставлением общественных товаров и услуг, носит негибкий характер и не позволяет оказывать услуги на коммерческой основе, если данный вид услуг не предоставляется частным сектором. По мнению Fitch, это также может отрицательно сказаться на оказании предоставляемых госсектором услуг, поскольку частные компании не обязательно придут на смену государственным после приватизации последних. И, наконец, объем капитальных расходов, необходимых для обновления существенно изношенной общественной инфраструктуры, может оказаться слишком высоким для источников доходов, которые останутся в распоряжении местных властей. Согласно реформе, муниципальные образования будут отнесены к различным категориям в соответствии с новыми определениями. В результате количество муниципальных образований в России более чем удвоится. В реформе по-новому определены источники доходов местных администраций, установлены новые условия распределения налогов между властями субфедерального уровня, а также новые механизмы межбюджетных трансфертов. В плане затрат предусматривается четкий перечень затратных обязательств местных администраций, которые сосредоточены в большей степени на предоставлении товаров и услуг государственного сектора, чем на поддержании существующих объектов общественной инфраструктуры. Реформа начата в октябре 2003 г., однако будет окончательно завершена лишь в январе 2009 г. ИА "Альянс Медиа" по материалам ПРАЙМ-ТАСС |