09.10.2006  Ассоциация "Россия" намерена содействовать кооперации мелких банков

   Первым официальным шагом на пути консолидации бизнес-сообщества с сообществом банковским в масштабе всей России стало недавнее соглашение о стратегическом взаимодействии РСПП с Ассоциацией региональных банков России. Для этого в РСПП была создана комиссия по банкам и банковской деятельности. Сопредседателем комиссии и первым вице-президентом РСПП утвержден президент Ассоциации региональных банков Александр Мурычев, который ответил на вопросы газеты «Континент Сибирь», посвященные актуальным проблемам развития банковского и небанковского бизнеса в России.
   В.: В чем причина и истинный смысл союза Ассоциации «Россия» и РСПП?
   
О.: Причина — совпадение большинства интересов, а смысл — синергия усилий для решения общих проблем. Инструментом же интеграции интересов промышленного и банковского капитала является комиссия по банкам и банковской деятельности. Эта комиссия предназначена для решения стратегических проблем, одинаково важных как для бизнес-сообщества, так и для сообщества банковского. До сих пор она, по сути, не работала. Сейчас же мы намерены «инфицировать» ее вопросами, которые не решались на протяжении всего пятнадцатилетнего периода существования банковского сообщества и которые мы не могли до сих пор решить в рамках Ассоциации региональных банков России (Ассоциации «Россия»).
   В числе основных вопросов, которые мы будем лоббировать: — действенная защита интересов кредиторов; — ускорение капитализации, в том числе через освобождение от налогообложения части прибыли, направляемой на увеличение капитала банков; — снижение налоговой нагрузки на банки при выполнении ими общественно значимых, социальных функций, в частности, по развитию банковского сервиса на «удаленных» территориях; — обеспечение российских банков источниками долгосрочных ресурсов, создание институтов рефинансирования, в том числе государственной корпорации развития, об острой необходимости создания которой я говорил президенту страны еще год назад.
   В.: В какой стадии сегодня этот проект?
   
О.: Президент его поддержал, и сегодня он уже находится на стадии законодательной доработки. Уже понятна его организационная структура. Государственная корпорация развития будет создаваться на «площадке» Внешэкономбанка, Росэксимбанка, Российского Банка Развития. По сути, корпорация развития должна стать неким государственным «агентством». Так, как это имеет место в других странах. Например, в Казахстане, где развитие финансовой системы, вероятно, на шаг опережает развитие финансовой системы России, и где союз банковского и промышленного капитала в форме финансового союза — уже реальность.
   В.: Когда заработает наша государственная корпорация развития?
   
О.: Если законодательство будет готово до конца этого года, в 2007 году она уже будет работать.
   В.: Для чего российским промышленникам нужна Ассоциация «Россия»?
   
О.: Это крупнейшее по своему территориальному охвату российское банковское объединение, в котором участвует не только большинство региональных банков, но и почти все (кроме Сбербанка) ведущие банки России. Таким образом, РСПП укрепляет свои позиции и «расширяет географию». Примерно в таком формате и зарождается сейчас союз российского промышленного и банковского капитала, не только в центре, но и на всей территории страны.
   В.: Вы говорите о стремительном росте активных операций. Однако до двух третей кредитного портфеля национальной банковской системы приходится на население и торговлю, а обрабатывающей промышленности едва ли достается 15%. При этом частный заемщик, получив потребительский кредит, как правило, не становится покупателем отечественных товаров, то есть становится кредитором иностранного производителя. Видите ли вы ненормальность такого положения?
   
О.: К сожалению, мы живем в эпоху деиндустриализации страны. При такой структуре кредитного портфеля вклад национальной банковской системы в промышленный и экономический рост вряд ли можно считать приемлемым. Тому есть вполне понятное объяснение: срочность ресурсной базы национального банковского сектора пока такова, что в общем случае он отдает предпочтение краткосрочным вложениям. Торговля же обеспечивает почти неограниченный спрос на короткие займы. Кредитование же промышленных предприятий, если речь не идет об очень крупном бизнесе, почти в каждом случае индивидуально и несет в себе непредсказуемые риски, а поточное кредитование населения — совершенно стандартный, отработанный продукт, риски которого заведомо известны. Кроме того, розничный рынок еще очень далек от насыщения, и доходность розничного кредитования намного выше, чем «корпоративного».
   В.: Плачевное положение промышленности в немалой степени связано и с неудовлетворенным спросом на заемные ресурсы. Как сделать производственный бизнес привлекательным для кредитования? Неужели эта проблема неочевидна для РСПП?
   
О.: Эта проблема не может не волновать РСПП, равно как и Ассоциацию «Россия». Но для ее решения надо, во-первых, решить проблему хронического дефицита у российских банков долгосрочных ресурсов, а во-вторых, проблему тотальной незащищенности кредитора. То и дело, даже при наличии судебного решения об отчуждении залогового имущества, судебный пристав не может его исполнить, например, потому, что это имущество уже заложено третьему лицу. Проблема защиты кредитора сегодня является архиважной как для самих банкиров, так и для всего бизнес-сообщества.
   В.: Почему в России настолько не развит институт госгарантий?
   
О.: Потому что им не занимались. Это вопрос государственной промышленной политики. А ее нет. Пока государство никак не стимулирует собственного производителя, особенно если речь идет о среднем или малом бизнесе. Хочется привести в качестве контрпримера американский Эксимбанк. У него в портфеле лишь 40% приходится на суверенные гарантии, при том что 60% — это гарантии частному бизнесу. А дело лишь в том, что американское правительство заинтересовано в развитии своего частного бизнеса, в том, чтобы его продукция выходила на международный рынок. То же самое относится и к рынку внутреннему. Хочется еще раз вернуться к идее государственной корпорации развития. Этот институт должен заниматься в том числе и поручительством, и гарантиями для поддержки частного перспективного бизнеса в России. Он вполне мог бы привлечь путем синдикации и частный банковский сектор под свои гарантии, свои бумаги.
   В.: В последнее время в СМИ нагнетается атмосфера вокруг будущего региональных банков. Звучат предположения о том, что их должно остаться всего 3–4. Остальные либо не выдержат конкуренции со стороны филиалов, либо будут ликвидированы Банком России за недостаточностью капитала.
   
О.: Я не знаю, кто нагнетает такую атмосферу, но могу твердо сказать, что Банк России далеко не так кровожаден. Это просто не соответствует действительности. Сокращение числа региональных банков идет, но в основном за счет слияний и присоединений. Процесс консолидации идет пока в одном направлении — покупки более крупными более мелких. При этом прослеживается тенденция формирования 10–20 крупных вертикально интегрированных структур, которые на себя уже берут крупные системные риски. Но и возможности у таких структур совершенно иные, если кредитование идет порой от 50 млн руб. Концентрация — это естественный процесс.
   Однако для того чтобы нарождающаяся региональная банковская система страны была сбалансированной, Ассоциация «Россия» считает, что надо создавать и «второе крыло» — содействовать кооперации мелких банков без потери ими юридической самостоятельности. Этот опыт хорошо известен в странах ЕС. Финансовые структуры, которые получили там распространение, — это «кооперативы» региональных банков, то есть добровольные объединения региональных банков при сохранении каждым из них юридической самостоятельности. Несмотря на свою незаметность, отсутствие саморекламы и не очень крупные размеры, они занимают лидирующие позиции в ритейле и в работе с малыми и средними предприятиями каждой отдельно взятой страны.
   В.: Как к этой идее относятся сами региональные банкиры?
   
О.: Они пока не готовы к такого уровня взаимодействию. Дело в том, что для успешной конкуренции на розничном рынке банку все равно потребуются современные IT-технологии, собственный процессинговый центр и многое другое из того, что ему не по карману.
   В.: Вы будете работать над вопросом кооперации самостоятельных региональных банков?
   
О.: Обязательно. Иначе через некоторое время они окажутся просто не готовы к выживанию в новых условиях, а сам региональный банковский рынок утратит свои лучшие черты, например, такие как готовность индивидуально работать с клиентом. Понятно, что полноценного кооператива сразу не получится, но многие региональные банки уже сейчас начинают плотно сотрудничать вокруг некого общего розничного продукта. При этом инициатором этого процесса вполне может выступать небольшой столичный банк. Можно привести пример банка DeltaCredit, который не без помощи нашей Ассоциации всего за год привлек более трех десятков региональных банков-партнеров для продаж своего весьма удачного ипотечного продукта с последующим рефинансированием. А это означает, что уже у 30 региональных банков есть некий общий бизнес и общие перспективы.
   Кстати, наши эксперты подсчитали, что в России уже существует более 160 региональных банковских групп и объединений. Они тоже могут стать зародышами подобных кооперативов. Следует помнить, что концентрация банковского капитала, в частности, в вертикально интегрированных холдингах, — это всегда концентрация рисков, и лишь многообразие является формой их минимизации.
   ИА "Альянс Медиа"