08.10.2006  И.Юргенс: для создания новой экономики нужны кластеры

   9 октября в Манеже состоится конференция "Новая экономика, знание, технологии", которую организует компания Eventica совместно с РИО-центром. Председатель правления РИО-центра Игорь Юргенс рассказал о том, как диверсифицировать экономику и когда наконец Россия перестанет целиком и полностью зависеть от нефти.
   В: Что вы понимаете под термином "новая экономика"?
   О:
Новая экономика - это экономика, основанная на знаниях, а не на промышленном производстве. Мировой опыт показывает, что именно такая экономика - единственно верный путь к достижению высоких темпов развития. Просто увеличивая производительность труда, мы ничего не добьемся.
   В: Почему вдруг это стало так актуально сейчас?
   О:
Только с прошлого года сложилась архитектура новой экономики. Решили, где будем прорываться, и разработали концепцию четырех нацпроектов. Плюс приняли решения о создании особых экономических зон, технопарков. Вчера было рано, завтра будет поздно.
   В: Что нужно для создания новой экономики?
   О:
Нужны кластеры, то есть специальные экономические районы, где сложилась правильная и сильная концентрация науки, которая разрабатывает прорывные идеи, и малых и средних предприятий, эти идеи подхватывающих и доводящих до коммерческого продукта. А потом уже можно передавать это крупному серийному производству, чтобы делать продукт конкурентоспособным и захватывать рынок.
   В: Сколько таких кластеров нужно России?
   О:
Основой должны стать технопарки. С претендентами уже определились - это Московская, Нижегородская, Новосибирская, Калужская области, Санкт-Петербург и Татарстан. В этих регионах есть большой научно-технический задел, сильные университеты и, наконец, возможность найти квалифицированную рабочую силу и ее заинтересовать.
   В: А проект венчурной компании вам нравится?
   О:
Что такое венчурный капитал? Это капитал, отчужденный компанией для самых рисковых проектов. Одно дело - нефть, газ, металлы, а другое, к примеру, нанотехнологии. Венчурная компания имеет шансы на успех, но отбор должен быть жестким.
   В: Когда Россия все-таки сможет избавиться от своей нефтяной зависимости?
   О:
Сразу оговорюсь, что нефтяная игла - это огромный божий дар. Спасибо большое. И нефтяным сектором тоже нужно заниматься. А сверхдоходы, получаемые от нефти, нужно вкладывать в диверсификацию, которая создает нам подушку безопасности на тот случай, когда упадет цена на нефть.
   Сказать, когда прольется этот дождь осеменения и появятся детишки, очень сложно. Есть, к примеру, коррупционная составляющая. Но если убрать все административные барьеры и коррупцию, хорошо сформировать проекты, найти правильных менеджеров и хорошую рабочую силу, то страна сможет это почувствовать через пятилетний цикл. Правда, боюсь, что в нашем случае так быстро не получится. Основной эффект, если мы работаем правильно и хорошо, будет еще через 20 лет.
   В: Цены на нефть падают. Как строить тогда новую экономику?
   О:
В любом случае у нас хватит еще минеральных ресурсов, чтобы иметь подушку безопасности для диверсификации. Цены на нефть не могут снизиться ниже 45 долларов в очень долгом будущем. Но при худшем сценарии достаточно будет снизить административный барьер, провести реальную административную реформу, пересадить министров с БМВ и переселить их с дач на Рублевке в жесткую конкурентную среду, и вы увидите, как вновь двинется вперед модернизация.
   В: Многие наши чиновники хотели бы потратить деньги не на диверсификацию, а на социалку. Как быть с этим?
   О:
Нам нужна национальная дискуссия о том, что такое социальный стандарт страны и сколько государство берет на себя с социальной точки зрения. Надо понять, что должно быть платным, а что - бесплатным. Когда мы всю эту социалку введем в стандартизированные нормы и проведем очень тяжелую реформу соцстраха, пенсионного обеспечения, образования, медицины, будет легче планировать и строить экономику знаний.


   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Финансовые известия"