03.10.2006  Бизнесмены пытаются переварить антигрузинские инициативы власти

   Вчерашняя агрессивная атака российских ведомств против Грузии поставила очень много вопросов перед бизнесом. На первый взгляд, запрет на осуществление денежных переводов, а также прекращение транспортного и почтового сообщения выглядит лишь гипертрофированно агрессивной реакцией на обострение межгосударственных отношений. Однако при ближайшем рассмотрении этих инициатив оказывается, что они могут серьезно изменить условия на рынке.
   Вчера председатель Госдумы Борис Грызлов сообщил, что уже к среде будет подготовлен законопроект, предоставляющий Правительству РФ право вводить запреты на банковские переводы, банковские операции и почтовые переводы в отдельные страны и регионы.
   В качестве повода одарить правительство полномочиями запрещать перевод денег депутат назвал факт присутствия в России гастарбайтеров: «300 тысяч нелегальных мигрантов работают на территории России и не платят никаких налогов».
   Банкиры, да и некоторые депутаты в растерянности. «Если человек законно заработал деньги и заплатил с них налоги, мы вообще не имеем права запрещать ему осуществлять их перевод, тем более в условиях либерализации денежного рынка, о которой мы так победоносно сейчас заявляем, - комментирует Анатолий Аксаков, заместитель председателя комитета Госдумы по кредитным организациям. - Конечно, очень важно, чтобы гастарбайтеры из стран СНГ находились в России легально, получали легальную зарплату и платили налоги в российский бюджет. Но вначале необходимо простимулировать легализацию заработных плат. Это можно сделать, снизив налоговое бремя, единый социальный налог. То есть нужны системные, а отнюдь не репрессивные меры».
   Глава Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян заявил, что «интерпретация этой инициативы требует уточнений». «Наверное, в каких-то действительно крайних случаях запретительные методы и могут быть применимы, но надо внимательно подумать и посмотреть, против кого в реальности они могут обернуться. Ведь они могут ударить и по российским гражданам с легальными вполне зарплатами, которые поддерживают родственников, живущих вне России. И кто сказал, что переводами пересылаются нелегально заработанные денежные средства?!» - заявил банкир.
   Не очень разговорчивыми оказались представители известных систем денежных переводов. Впрочем, и без их комментариев понятно, что внезапное введение запретов на переводы может серьезно ударить по их бизнесу.
   Введение запрета на все виды транспортного сообщения с Грузией также обеспокоило бизнесменов, впрочем, не так сильно, как финансовые инициативы депутатов Госдумы. Времена, когда грузооборот между Грузией и Россией исчислялся многими миллионами тонн, канул в прошлое. Кстати, недавно на брифинге об этом периоде вспоминал министр транспорта РФ Игорь Левитин: «Во времена СССР на этом направлении аккумулировалось до 15 млн тонн грузов. Объем перевозок между Россией и Грузией составлял 8,8 млн тонн в год, из них 6,6 млн тонн составляли экспортные грузы, 2,2 млн тонн - импорт из Грузии в Россию».
   Практически весь грузопоток между Россией и Грузией был приостановлен из-за грузино-абхазского конфликта. В течение 13 лет железнодорожное сообщение не функционировало, поэтому грузооборот упал в несколько десятков раз.
   Впрочем, транспортников волнует возможность введения подобного рода санкций в отношении других стран СНГ. "Если бы подобное произошло с Украиной или Молдавией - это был бы серьезный удар по отрасли, - делится соображениями транспортник. - Пожалуй, это самый главный вопрос: не собирается ли власть слишком активно эксплуатировать подобные методы межгосударственного диалога?"
   ИА "Альянс Медиа" по материалам "ГАЗЕТЫ"