20.01.2006  Г.Греф рассказал о ситуации в экономике России по итогам 2005 года

   В декабре 2005 года министр экономического развития и торговли Российской Федерации Герман Греф дал интервью журналу "National Export today". Текст интервью размещен на официальном сайте МЭРТ РФ. Министр рассказал о ситуации в экономике России по итогам 2005 года и ключевых ориентирах дальнейшего продвижения.
   В.: Какими были стратегические приоритеты в деятельности Министерства экономичеcкого развития и торговли в уходящем 2005 году?
   
O.: Деятельность Министерства в 2005 г. была направлена на поддержание устойчиво высоких темпов экономического роста через повышение качества человеческого капитала, развитие конкуренции и повышение эффективности государственного управления.
   В частности, особое внимание уделялось созданию механизмов финансовой поддержки бизнеса малых предприятий-экспортеров, а также предприятий, работающих в научно-технической сфере. Значительный объем средств в обороте предприятий остается в результате введения новых правил возмещения НДС и расчета налога на прибыль.
   Принятые законы «Об особых экономических зонах», «О концессионных соглашениях» призваны содействовать привлечению частных инвестиций в предприятия инновационных и перерабатывающих секторов экономики, и привлечению частного капитала к развитию инфраструктурных объектов, ускорению модернизации транспортной инфраструктуры, энергетики и сектора ЖКХ.
   В целях развития рынка земли и иной недвижимости был разработан пакет нормативных правовых актов, направленных на совершенствование нормативного урегулирования технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, оценки и налогообложения недвижимого имущества.
   В целях снижения административных барьеров принят Федеральный закон от 2 июля 2005 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Федеральным законом предусматривается поэтапное упразднение лицензирования 49 видов деятельности и оптимизация порядка лицензирования.
   При формировании перечня видов деятельности, подлежащих отмене, учитывалось, что лицензирование как наиболее жесткая форма государственного регулирования, ограничивающая вход предпринимателей на рынок, должна применяться в исключительных случаях, когда при осуществлении деятельности по объективным причинам невозможно предотвратить нанесение ущерба иными методами регулирования предпринимательской деятельности.
   В связи с наличием иных методов государственного регулирования, действующих в настоящее время, отменяется лицензирование видов деятельности в области строительства (с 1 января 2007 г), туризма (с 1 января 2007 г.), перевозок пассажиров легковым автомобильным транспортом (с момента вступления федерального закона в силу).
   21 июля 2005 г. был принят Федеральный закон относительно государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Указанным законом предусматривается отмена ряда норм государственного регулирования, являющихся излишними бюрократическими барьерами, например, система квотирования закупки этилового спирта, действие системы акцизных складов и региональная маркировка алкогольной продукции, дополнительное лицензирование экспорта и импорта, регистрация наименований продукции. В то же время вводится ряд норм по усилению государственного контроля за производством и оборотом указанных видов продукции, в том числе через введение единой государственной автоматизированной информационной системы контроля.
   В сфере бюджетной политики одним из важнейших мероприятий стало создание Стабилизационного фонда. Накопление значительных финансовых ресурсов в Стабилизационном фонде является важнейшим инструментом и обеспечивает достаточные возможности для предотвращения кризисных ситуаций в финансовой сфере.
   В целях создания Инвестиционного Фонда Российской Федерации подготовлены положения, которые определяют порядок формирования Инвестиционного фонда Российской Федерации. В частности, формы, механизмы и условия предоставления государственной поддержки за счет средств Фонда для реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства. В настоящее время Департаментом инвестиционной политики разрабатывается пакет документов, необходимых для обеспечения функционирования Инвестиционного фонда Российской Федерации, в том числе проекты постановлений Правительства РФ и приказов Минэкономразвития России.
   Экономические отношения со странами СНГ развивались в уходящем году достаточно стабильно - товарооборот взаимной торговли в январе-сентябре составил 37,2 млрд долл.США, что на 12,5% превышает показатели аналогичного периода предыдущего, 2004-го года, экспорт - 23,4 млрд долл.США. В январе-сентябре 2005 г. на страны СНГ приходилось 15,4% от всего товарооборота российской внешней торговли.
   В.: Какие перспективы открываются для России в связи с присоединением к ВТО?
   
О.: Для Российской Федерации, получающей около трети своего ВВП через каналы внешнеэкономических связей, чрезвычайно важно быть полноправным участником международной торговли.
   Мы расцениваем присоединение России к ВТО как один из важнейших инструментов повышения эффективности внешнеэкономической деятельности РФ в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Россия планирует завершить одиннадцатилетний переговорный процесс по присоединению к ВТО до середины следующего года. Российской стороне осталось завершить двусторонние переговоры с шестью странами из 58, составляющими Рабочую группу по присоединению России к ВТО.
   Работа по приведению нашего законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО уже практически завершена. То есть, Россия, формально еще не являясь членом ВТО, уже действует в правовой среде, созданной в рамках этой международной организации.
   В.: Какие направления международного экономического сотрудничества Вы считаете наиболее перспективными, и взаимодействие с какими странами для России особенно важно?
   
О.: Приоритетным и наиболее перспективным является углубление взаимодействия с Европейским союзом, являющимся крупнейшим торгово-экономическим партнером России. Сотрудничество с ЕС должно развиваться на принципах Стратегического партнерства, базирующегося на четырех «общих пространствах»: экономическом; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности; науки и образования, включая культурные аспекты.
   Приоритетным является развитие полномасштабного сотрудничества в энергетической сфере, придание ему долговременного характера с распространением на все виды хозяйственной деятельности в энергетике. Не менее важным является формирование комплекса трансевропейских и трансевразийских транспортных коридоров, позволяющих повысить привлекательность взаимной торговли, и увеличить доходы России от экспорта транзитных услуг. А также широкое вовлечение в торгово-экономическое сотрудничество внутренних административно-территориальных образований России и европейских стран, малых и средних предприятий в целях придания большей стабильности и диверсификации внешнеэкономических связей России.
   Крупнейшие азиатские страны - Китай, Индия, Япония и Республика Корея являются важными торговыми партнерами России, но потенциал взаимного хозяйственного сотрудничества пока используется не полностью.
   Стратегическая задача - повысить уровень коммерческого присутствия Российской Федерации, в первую очередь на рынках США и Канады, а также динамично развивающихся новых индустриальных стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Это преимущественно новые для России рынки с высоким торговым инвестиционным потенциалом.
   Третья группа партнеров России представлена ресурсоизбыточными странами и нетто-экспортерами промышленного сырья. Это, прежде всего, страны Африки и Ближнего Востока.
   Для нас важно и перспективно укрепление отношений со всеми без исключения странами Содружества. При этом особое место в системе внешнеэкономических отношений со странами СНГ занимают Украина, Белоруссия и Казахстан. В январе-сентябре 2005 г. с тремя этими странами в совокупности он превысил 33 млрд долл. США.
   В ближайшее время планируется открытие торговых представительств во всех странах Содружества, их основной задачей станет укрепление и развитие экономических связей России с этими странами.
   В.: Грандиозная работа проделана Вашим ведомством по созданию особых экономических зон в России. Каким регионам присвоен этот статус на первом этапе, и каковы экономические перспективы этого проекта?
   
О.: В течение 2005 года с участием Министерства реализован ряд наиболее значимых мероприятий, касающихся создания особых экономических зон (ОЭЗ) и совершенствования системы налогообложения.
   В соответствии с принятым законодательством резиденты ОЭЗ имеют налоговые преференции в части освобождения от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога на 5 лет с момента регистрации в качестве резидентов ОЭЗ. Для резидентов промышленно-производственных ОЭЗ предусмотрены налоговые послабления по налогу на прибыль организаций в части возможности применения ускоренной амортизации с коэффициентом 2 для амортизируемого имущества, ускоренного порядка признания расходов на НИОКР, снятия ограничения при переносе убытков на будущее. Для резидентов технико-внедренческих ОЭЗ предусмотрено снижение базовой ставки единого социального налога до 14 процентов. Помимо этого, предоставляются таможенные преференции, установлены особенности административного режима и землепользования.
   В ноябре 2005 года Министерством и Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами был проведен первый этап конкурса на создание особых экономических зон (ОЭЗ). От органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований поступило 72 заявки на создание особых экономических зон из 47 регионов, в том числе 29 заявок на создание ОЭЗ технико-внедренческого типа. Две заявки (Оренбургская область и Ханты-Мансийский автономный округ - Югра) были отклонены комиссией, на заседании 2 ноября текущего года в виду их несоответствия положениям конкурсной документации.
   Члены конкурсных комиссий согласились с выводами экспертных советов и признали победившими заявки Московской области (г. Дубна); Томской области (г. Томск); г. Москвы (административный округ Зеленоград); г. Санкт-Петербурга, на территории которых предлагается создать особые экономические зоны технико-внедренческого типа, а также заявки Липецкой области (Грязинский район) и Республики Татарстан (г. Елабуга), на территории которых предлагается создать промышленно-производственные ОЭЗ.
   Касательно экономических перспектив. Одним из факторов, снижающих инвестиционную и предпринимательскую активность в стране является высокий уровень административно-бюрократической нагрузки на бизнес, проявляющийся, в частности, в затруднении входа на рынок.
   Как известно, преодоление бюрократических барьеров вляется затратным. Начатая нами работа позволит резидентам ОЭЗ снизить издержки на преодоление этих барьеров. Так, для резидентов ОЭЗ промышленно-производственного типа такое снижение составит от 5 до 7%, а для резидентов технико-внедренческих зон это снижение составит 3-5%.
   Кроме того, создание инфраструктуры за счет бюджетов разных уровней позволит сократить стоимость инвестиционных проектов для резидентов ОЭЗ на 8-12%. Концентрация производства в промышленно- производственных зонах и концентрация интеллектуального потенциала технико-внедренческих позволит сократить производственные расходы организаций. Сокращение данных расходов составит от 5 до 7%.
   По нашим расчетам создание одной промышленно-производственной зоны позволит: - привлечь иностранных и российских инвестиций на сумму не менее 25 млрд руб.; - через пять лет после создания ОЭЗ ежегодно дополнительно производить продукции на сумму не менее 30 млрд руб.; - дополнительно создать порядка 14 тысяч дополнительных рабочих мест; - обеспечить поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и внебюджетные фонды свыше 1 млрд руб. в год.
   Создание технико-внедренческих зон позволит увеличить общее число занятых в производстве конкурентоспособной наукоемкой продукции и услуг к 2020 году в 2,5 раза. Только за счет деятельности резидентов доля высокотехнологичного экспорта из регионов с особыми экномическими зонами к 2020 году ориентировочно возрастет до 20%. С учетом предполагаемого роста производительности труда, доходы работников, занятых в соотвествующих секторах, увеличатся почти в 6 раз относительно уровня 2004 года. Кроме того, увеличение доходов населения повлечет за собой рост емкости потребительского рынка регионов и в целом качества жизни.
   В.: Министерство экономического развития и торговли РФ инициировало внедрение программы «Электронная Россия». Насколько она будет способствовать развитию российского рынка высоких технологий и их экспорта?
   
О.: И государство, и общество, и бизнес должны с максимальной выгодной использовать новейшие достижения прогресса. «Бумажное» государство постепенно отходит в прошлое. Ему на смену приходит государство «электронное».
   Основной целью федеральной целевой программы «Электронная Россия» является массовое распространение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в государстве, в общественной жизни. Мы должны изменить отношения между государством, обществом, бизнесом, сделав государство более открытым, оперативным, прозрачным и подотчетным.
   Опережающее развитие технологий в частном секторе экономики создало разрыв между правовой системой, общественным сознанием и технологическими реалиями. Поэтому своей задачей Министерство видит изменение правовой системы таким образом, чтобы сложившиеся практики использования технологий (электронное взаимодействие между государством, хозяйствующими субъектами и гражданами) попали в правовое поле.
   В настоящее время формируется комплексная политика повышения качества госуправления. Правительством одобрена Концепция административной реформы. Минэкономразвития России подготовило пакет проектов нормативно-правовых актов в сфере регулирования информационных отношений, создания институтов электронного государства, стандартизации программного обеспечения и т.д., которые планируется в 2006 году представить в Правительство Российской Федерации.
   В.: Деятельность Минэкономразвития многогранна, и в одном интервью невозможно охватить все ее направления. Поскольку журнал «National Export today» посвящен вопросам экспорта, его читателям будет интересно узнать, какую политику в этой сфере намерено проводить Ваше Министерство?
   
О.: Одним из ключевых факторов стабильности и устойчивого наращивания экспорта является свободный или как минимум недискриминационный доступ российских товаров на зарубежные рынки. Министерство на постоянной основе ведет работу по обеспечению именно такого режима доступа. Эта деятельность заключается, в частности, в профилактике и предотвращении возведения необоснованных торговых барьеров на пути конкурентоспособного российского экспорта, что предполагает пересмотры действующих антидемпинговых мер с целью либо их полной отмены, либо существенного смягчения, либерализацию иных нетарифных мер в торговле, к которым прибегают наши партнеры.
   Чаще всего для защиты внутреннего рынка используются антидемпинговые меры. По данным ВТО, именно они составляют более 90 процентов от всех введенных защитных мер. Подавляющее большинство торговых партнеров России уже не ставит под сомнение рыночный характер российской экономики. Однако ряд стран пока отказывается решить этот вопрос положительно, стараясь «выторговать» в обмен на это признание какие-либо уступки со стороны России.
   К сожалению, до сих пор многие российские экспортеры, руководствуясь подчас краткосрочными экспортными целями, недооценивают возможные последствия антидемпинговых расследований, и в силу такой недооценки отказываются от участия в соответствующей процедуре, пытаясь переориентировать свои товарные потоки. В результате органы, проводящие расследования, руководствуются в определении демпинга информацией местных истцов, что ставит российских экспортеров в заведомо проигрышное положение. Также игнорируется возможность пересмотра уже введенных пошлин при изменении торговых условий.
   Важным является вопрос о порядке зачета (возмещения) НДС при экспорте товаров. Он регламентирован статьей 176 главы 21 НК РФ и является единым для всех плательщиков налога.
   В настоящее время, во избежании потерь федерального бюджета вследствие неправомерного возмещения НДС недобросовестным налогоплательщикам, возмещение сумм НДС при экспорте товаров осуществляется налоговыми органами в нарушение порядка и сроков, установленных главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации. Это приводит к изъятию значительных средств из оборота добросовестных фирм-экспортеров, часто являющихся подразделениями крупных интегрированных бизнес - структур, имеющих экспортную ориентацию, и ощутимо ухудшает их финансовое состояние.
   22 июля 2005 г. принят Федеральный закон «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» № 119-ФЗ, направленный на совершенствование действующего порядка применения НДС в целях сокращения отвлечения финансовых ресурсов налогоплательщиков. Законом предусмотрен ряд мер, направленных на упрощение подтверждения права налогоплательщиков на применение нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость и процедуры получения налоговых вычетов. Так, с 1 января 2006 г. в налоговую базу по НДС не включаются суммы оплаты, частичной оплаты, полученные в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), облагаемых по налоговой ставке «0» процентов.
   Также законом предусмотрен ряд положений, вступающих в силу с 1 января 2007 года, которые снижают налоговую нагрузку экспортеров. Так, предлагается отказаться от отдельной налоговой декларации по операциям, облагаемым по нулевой ставке налога, объединив отражение всех операций в единой налоговой декларации.
   Кроме того, в настоящее время Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Федеральной таможенной службой, Федеральной налоговой службой при участии Банка России разработана Концепция создания системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации и возмещением экспортного НДС (далее - СКВВ, Система).
   Система объединяет федеральные органы исполнительной власти, участвующие в пределах своей компетенции и полномочий в осуществлении функций по контролю за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации и возвратом (возмещением) экспортного НДС, а также устанавливает общий порядок их деятельности и взаимодействия в рамках решения указанных задач. Имеются все основания полагать, что указанный комплекс мер будет способствовать своевременному возмещению НДС при экспорте товаров.
   В.: В последнее время отмечается положительная динамика притока зарубежных инвестиций в российскую экономику. Это в значительной степени - заслуга Минэкономразвития. Какие шаги предпринимались для активизации этого процесса, и как, по Вашему мнению, он должен развиваться?
   
О.: Говоря откровенно, положительная динамика инвестиций - это результат одновременного действия нескольких факторов, главным из которых я бы назвал стабильно высокие темпы роста экономики на протяжении уже довольно длительного периода. Кстати, иностранные инвесторы также называют макроэкономическую стабильность одним из главных конкурентных преимуществ России. Конечно, во многом данному росту мы обязаны внешнеэкономической конъюнктуре, но не только. Сейчас сказываются ранее проведенные структурные реформы: снижение налоговой нагрузки, сокращение административных барьеров; упорядочение законодательной базы во многих сферах, таких как землепользование, внедрение новых институтов в финансовой сфере (страхование вкладов, бюро кредитных историй).
   Перспективы в части привлечения иностранных инвестиций у России весьма значительные, что подтверждают и международные оценки, в частности недавно опубликованное исследование консалтинговой компании A.T.Kearney, основанное на опросах руководителей крупнейших компаний. В соответствии с ним Россия заняла шестое место по уровню инвестиционной привлекательности, уступив только Китаю, США, Великобритании, Индии и Польше.
   Очевидно, что мы не остановимся на достигнутом и продолжим работу по созданию благоприятных условий инвестирования и повышению инвестиционной репутации страны. Это очень важно, поскольку, как показал опрос иностранных инвесторов, зарубежные компании, не работающие в России, оценивают российский инвестиционный климат значительно хуже, чем он есть на самом деле.
   ИА "Альянс Медиа"