24.11.2016  СНГ: создание единого образовательного пространства – ключевая задача интеграции

   23 ноября участники заседания Правления Интеграционного клуба при Председателе СФ обсудили актуальные проблемы выработки и проведения согласованной политики в научно-образовательной сфере, сообщает пресс-служба СФ.
   Поступательное развитие евразийской интеграции в большой степени зависит от молодёжи, от ее знаний и профессиональной подготовки, от умения специалистов и управленцев понимать своих коллег из соседних стран, от отношения зарубежных элит к России. Поэтому формирование согласованной политики в научно-образовательной сфере – это безусловный императив интеграционного процесса.
   Об этом заявила Валентина Матвиенко, открывая заседание Правления Интеграционного клуба при Председателе СФ. На заседании обсуждались вопросы развития сотрудничества в области науки и образования между государствами — участниками евразийского проекта. По словам Председателя СФ, создание единого образовательного пространства – ключевая интеграционная задача для государств Евразийского экономического союза и стран СНГ.
   Валентина Матвиенко напомнила, что в заявлении глав государств-участников СНГ по случаю 25-летия Содружества углубление гуманитарных связей признано ключевым фактором устойчивого развития. При этом чётко заявлено о намерении всемерно содействовать такому сотрудничеству и совершенствовать партнёрство в сфере образования, науки.
   «Очевидно, что оно становится необходимым условием развития как отдельных стран, так и евразийского интеграционного процесса в целом. Принципиальное значение имеет повышение эффективности научных исследований. Одно из главных направлений этой работы — гармонизация законодательства в сфере науки, инновационной деятельности и подготовки кадров исследователей», - сказала Матвиенко.
   Председатель СФ отметила, что Договор о Евразийском экономическом союзе оставляет неурегулированными отдельные вопросы, в частности не определены механизмы координации научно-образовательной политики. Так же обстоит дело и в сфере защиты интеллектуальной собственности. Кроме того, отметила Валентина Матвиенко, в структуре Евразийской экономической комиссии отсутствует орган, ответственный за сотрудничество в сфере образования, научно-технической деятельности.
   «Считаю правильным вынести на обсуждение вопрос о создании профильного департамента ЕЭК по науке, образованию и интеллектуальной собственности. Целесообразно при этом рассмотреть предложение о расширении функций Евразийской экономической комиссии в сфере научно-технического взаимодействия и создании центра высоких технологий ЕАЭС. Давно пора приступить к созданию Межгосударственного фонда научных исследований государств-участников СНГ», — указала спикер СФ.
   Одним из важнейших вопросов, который требует особого внимания, Валентина Матвиенко назвала повышение роли русского языка на евразийском пространстве: «Учитывая особую роль русского языка, необходимо принять неотложные меры по обновлению и расширению программ подготовки и переподготовки преподавателей. Нужна научная и учебно-методическая поддержка образовательных учреждений с преподаванием русского языка, и на русском языке». Председатель СФ предложила подумать о налаживании тесных контактов между педагогическими вузами, включая расширение студенческих обменов, создание профильных сетевых образовательных структур: «Одновременно необходимо увеличить поставки в страны ЕАЭС, СНГ учебников, обучающих аудио- и видеоматериалов, научной литературы на русском языке».
   Кроме того, спикер СФ считает целесообразным обсудить вопрос об увеличении количества бесплатных мест для студентов из стран ЕАЭС в российских вузах, введении системы грантов для поддержки наиболее талантливых из них.
   Из конкретных проектов в сфере образования Валентина Матвиенко обратила внимание на Славянские университеты, филиалы российских вузов за рубежом и на сетевые университеты:
   «Славянские университеты играют особую роль в развитии интеграции в сфере образования на евразийском пространстве. Созданные на основе двусторонних договоренностей, они успешно и эффективно реализуют образовательные программы по российским образовательным стандартам. Важную миссию выполняют филиалы ведущих российских вузов на евразийском пространстве. Заслуживает распространения опыт Московского государственного университета по созданию филиалов, успешно работающих в странах СНГ. Растет роль сетевых университетов. Уже довольно давно действует сетевой университет СНГ, создается сетевой университет БРИКС. Развивается проект Евразийского сетевого университета».
   Председатель СФ призвала министерства и ведомства активно и инициативно участвовать в интеграционных процессах в культурно-образовательной и гуманитарной сферах, работать на опережение: «Считаю, что в органах власти необходимо сформировать профильные структуры, отвечающие за гуманитарное и технологическое сотрудничество, научно-образовательную интеграцию, культурные и научно-технические мероприятия в рамках Евразийского проекта. Важно выработать общие подходы к формированию профессиональных стандартов, а также к переносу требований профессиональных стандартов в образовательные стандарты. В этой работе должны участвовать не только министерства образования, но и министерства труда стран СНГ».
   По словам Валентины Матвиенко, ключевой вопрос создания общего евразийского образовательного пространства — это повышение качества образования: «В России сегодня выработаны новые методы его оценки. В школах проводятся специальные мониторинговые исследования, вводятся всероссийские проверочные работы. А в вузах в экспериментальном режиме осуществляется независимая оценка достижений студентов. И если в прошлом году в эксперименте участвовало шесть вузов, то теперь к нему хотят присоединиться порядка ста. Предлагаю подумать о том, чтобы вовлечь в эту работу зарубежных коллег и пригласить к участию в проведении независимой оценки, например, славянские университеты».