18.09.2006  Конкурентоспособность Казахстана повысит экспортная стратегия

   Для реализации концепции конкурентоспособности Казахстану нужна национальная экспортная стратегия, считают специалисты Центра маркетингово-аналитических исследований. А координировать ее реализацию, по замыслу авторов, будет Национальный экспортный совет. Причем новый совещательный орган должен быть создан при равноправном участии государства и частного бизнеса.
   Конкурировать сегодня с глобальными поставщиками практически невозможно, а после вступления в ВТО государство будет не в состоянии защитить отечественные предприятия. Поэтому нужно построить систему экспортной ориентации, создать своеобразный кластер, считает советник председателя правления Центра маркетингово-аналитических исследований (ЦМАИ) Сауле Ахметова.
   По мнению аналитиков, уже существующие инициативы не доработаны, а потому не оказывают большого влияния. Кроме того, не решен ряд внутренних проблем, препятствующих конкурентоспособности казахстанских производителей. Так, по мнению экспертов, неразвитая инфраструктура не позволяет развивать новые сферы бизнеса, поскольку это слишком затратно и невыгодно для предпринимателей. Необходимо свести к минимуму и затраты провоза отечественных товаров через границу и упростить таможенные процедуры. А также, как считают в ЦМАИ, и правительство и бизнес должны направить дополнительные усилия на социальное развитие Казахстана.
   Бизнес не очень заинтересован в таких глобальных вопросах, как снижение бедности. А государству важно не только поддерживать бизнес, но и другие отрасли. Например, сегодня Атырауская и Мангистауская области - первые по объему экспорта, но ведь они одни из самых бедных. Поэтому надо найти компромисс между интересами бизнеса и социальными интересами государства, говорит Сауле Ахметова.
   Именно поэтому Национальный экспортный совет, как считают в ЦМАИ, нужно создавать на условиях государственно-частного партнерства. Причем даже председателей должно быть двое – одного будет выбирать бизнес-сообщество, а другого назначать министр индустрии и торговли. Финансирование же на начальном этапе будет обеспечиваться государством, а затем половину расходов, согласно ожиданиям, возьмут на себя представители бизнеса.
   Авторы проекта считают, что создание и деятельность Национального экспортного совета должно быть закреплено в законодательстве. Только так, по их мнению, совещательный орган сможет воздействовать на госструктуры. Проект национальной экспортной стратегии, по словам представителей ЦМАИ, представят в правительство через шесть-восемь месяцев. На данном этапе определяются члены рабочей группы.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Известия Казахстан"