19.02.2015 Необходимо продолжить формирование национальной системы аккредитации юрлиц и ИП Состоялось заседание Правительства РФ, на котором обсуждался вопрос о развитии национальной системы аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сообщается на сайте Правительства РФ. «Именно от эффективности работы испытательных лабораторий, органов по сертификации зависит, какие товары попадают на российский рынок. Мы с вами, по сути, создавали единый механизм регулирования в этой сфере – надеюсь, прозрачный. Внедрили универсальные правила государственного контроля. В 2010 году Правительство утвердило концепцию формирования единой национальной системы аккредитации. Два года спустя, в 2012 году, заработал регулирующий орган – Федеральная служба по аккредитации. В прошлом году вступил в силу соответствующий федеральный закон об аккредитации в национальной системе и была сформирована вся нормативно-правовая база. Действующий сегодня порядок в целом соответствует международным стандартам. Мы перешли к электронному формату взаимодействия между участниками национальной системы аккредитации вплоть до предоставления отчётности. Более гибкой стала сама процедура аккредитации, правила проведения проверок», - сообщил премьер Д.Медведев. Вместе с тем Росаккредитации предстоит решить ещё немало серьёзных задач. Первая – это присоединение к профильным международным организациям. Эта работа, включая оценку национальной системы аккредитации международными инспекторами, должна быть завершена до конца 2016 года. Вторая задача – это выработка единых подходов в сфере аккредитации на евразийском пространстве. Эти шаги облегчат экспорт российской продукции, в первую очередь благодаря снижению издержек компаний на проведение повторных испытаний за рубежом. Как рассказал в докладе министр экономического развития Алексей Улюкаев, за три года практически с нуля была создана национальная система аккредитации, включая принятие базового закона об аккредитации в национальной системе, большого количества подзаконных нормативно-правовых актов, включая 12 актов Правительства, ведомственные акты. Была сформирована служба, сравнительно небольшая, численностью 220 человек, но уже приступившая к активной деятельности. «Чем было вызвано создание этой нормативной базы и самой службы? Решение принципиального вопроса – это организация системы качественной оценки компетентности тех организаций, которые проверяют продукцию на соответствие установленным требованиям, прежде всего её качество и безопасность, и осуществляют допуск этих организаций к проведению соответствующих работ. Несколько проблем, которые мы пытаемся решить посредством этих нормативно-правовых и организационных усилий. Это и формирование единого интеграционного пространства – сначала Таможенный союз, ныне Евразийский экономический союз, и необходимость обеспечения соответствующих требований к стандартам продукции на этой территории. Во-вторых, это уход от ведомственной чересполосицы, которая была в своё время: достаточно неорганизованная система, непонятные требования к организациям, непонятные финансовые условия, ценообразование (рынок довольно большой, измеряется десятками миллиардов рублей, а принципы работы на этом рынке и финансовой корректности не были сформулированы, отсюда большое количество теневых отношений). И, конечно, необходимость выйти на международный уровень, обеспечить снижение издержек наших компаний на обеспечение соответствующими документами при экспортно-импортных операциях. Для этого с учётом принципов открытости, максимальной информационной прозрачности, ориентации на международные стандарты в области аккредитации были сформированы соответствующие структуры Росаккредитации», - сообщил Улюкаев. С 2013 года создан соответствующий информационный ресурс – Федеральная государственная информационная система в области аккредитации, сейчас более 4 тыс. пользователей. Примерно 40% всех госуслуг оказывается в электронном виде сейчас, 13 реестров ведётся на сайте, которыми можно пользоваться. Примерно 5 млн обращений в год, прежде всего со стороны таможенных органов, а также компаний, граждан, которые хотели бы удостовериться в том, что продукция, которую они приобретают, соответствует необходимым требованиям качества и безопасности. Работают общественные организации. Есть общественный совет, комиссия по апелляциям, экспертные группы, которые активно занимаются отбором и оценкой экспертов, которые работают в области аккредитации в соответствующих лабораториях и органах. «С 2013 года Росаккредитация – ассоциированный член Международной организации по аккредитации лабораторий. И мы к концу 2016 года должны пройти соответствующую процедуру признания и стать полноправным членом организации. Это даст возможность того, что результаты лабораторных испытаний в Российской Федерации будут признаваться органами сертификации тех стран, на рынки которых будут выходить наши экспортёры. Это серьёзное сокращение транзакционных издержек, ускорение процедур допуска на рынки и просто удешевление и снижение этих издержек. Кроме того, Росаккредитация будет вступать в Международный форум по аккредитации, который устанавливает общие требования к двусторонним отношениям. Там нет ассоциированного членства, поэтому мы непосредственно будем работать над вступлением в качестве полноправного члена к концу 2016 года», - отметил министр. Он также перечислил задачи, которые стоят перед всей национальной системой аккредитации. Первое – это окончательная очистка рынка от недобросовестных аккредитованных лиц, привлечение туда качественных бизнесов, которые готовы инвестировать в лаборатории, в лабораторное оборудование, в осуществление тех процессов, которые выявляют на самом деле все параметры, связанные с качеством и безопасностью продукции. Второе – это обеспечение международного признания национальной системы до конца 2016 года, работа с международными инспекциями и затем – оформление полноправного членства в этих двух международных организациях. И третье – это завершение формирования информационной системы для всех участников национальной системы аккредитации, увеличение доли электронных услуг (сейчас она составляет 40%), дальнейшее повышение этой доли и обеспечение комфорта и надёжности работы этой системы для всех участников национальной системы. Председатель совета директоров ОАО «Трубная металлургическая компания» Дмитрий Пумпянский в свою очередь отметил ,что к настоящему времени сделан ряд важных шагов, чтобы снять одно из основополагающих ограничений для российского бизнеса на внешних рынках – это отсутствие международного признания отечественных сертификатов. В этой связи по итогам обсуждения экспертным советом предложено подготовить отдельную «дорожную карту» по этому вопросу. В «дорожную карту» необходимо также включить мероприятия по созданию института двухсторонних соглашений между странами. Именно эти соглашения и будут обеспечивать признание российских сертификатов. Кроме того, необходимо отметить, что существует такое актуальное проблемное поле, как присутствие на рынке фальсифицированных сертификатов и контрафактной продукции. Это является огромной проблемой и для добросовестных производителей, и для потребителей. Здесь необходимо объединить усилия Росаккредитации и правоохранительных органов. Это можно сделать в рамках недавно созданной государственной комиссии по борьбе с контрафактом и контрабандой. «Работу по формированию национальной системы аккредитации надо будет продолжить. Коллеги предлагают создать специальный план работы с международными организациями и по международной интеграции нашей системы. Я думаю, что это нормально, давайте это сделаем, равно как и продолжим работу по взаимному признанию сертификатов», - сказал в заключение Д.Медведев. ИА "Альянс Медиа" |