06.09.2006 Курганская область: развитие малого бизнеса - стратегическое направление 5 сентября под руководством заместителя министра регионального развития Российской Федерации Владимира Дедюхина прошло совещание по рассмотрению концепции стратегии социально-экономического развития Курганской области, на котором администрация региона впервые представила свое видение будущего области. Судя по оценкам экспертов и представителей МРР, в представленных материалах не хватало главного - стратегического видения дальнейшего развития региона. Впрочем никто из экспертов не отрицал, что развитие таких «проблемных регионов», как Курганская область зависит не только от адекватной позиции местной администрации, но и волевого решения федеральным центром наболевших вопросов развития ОПК и АПК. Выступая с основным докладом на совещании, заместитель губернатора Курганской области, директор департамента экономического развития и инвестиций Курганской области Николай Болтнев напомнил, что Курганская область была образована в 1943 году, и главной задачей региона было решение таких стратегических задач, как продовольственная и оборонная безопасность СССР. Судя по его выступлению, в новых экономических условиях приоритеты региона не менялись. Как отметил Н. Болтнев, роль Курганской области в реализации общегосударственных интересов - это обеспечение продовольственной безопасности; поддержание функционирования транспортных коридоров (авто-, авиа-, железнодорожного, трубопроводного); уничтожение химического оружия; реализация оборонного заказа и спецтехники; обеспечение экологической и национальной безопасности. Касаясь достижений региона за последние 5 лет, глава департамента сообщил, что начиная с 2000 года Курганская область имеет устойчивую положительную динамику роста важнейших макроэкономических показателей. ВРП за этот период вырос в 1,3 раза, а объем инвестиций в основной капитал - в 3 раза. Средняя заработная плата увеличилась в 5,5 раза, денежные доходы населения - почти в 5 раз, реальная заработная плата - в 2,1 раза, реальные денежные доходы – в 1,7 раза. По итогам 2005 года в Курганской области выше среднероссийских показателей темпы производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, грузооборота транспорта, платных услуг населению, оборота розничной торговли, ввода жилых домов. В 2005 году область вышла на 2–е место в РФ по темпам прироста объема сельскохозяйственного производства. В структуре ВРП произошли изменения: если в 2000 году производство товаров занимало практически половину всего объема ВРП, то в 2005 г. производство товаров занимает 40,3%, в т.ч. промышленность – 21,5%, сельское и лесное хозяйство – 13,8%, строительство - 4,4%. Доля производства услуг оценивается в 56,5%. «Рыночные услуги более чем в два раза превышают по объему нерыночные, тем самым структура экономики области практически приблизилась к структуре экономики прогрессивных стран», - подчеркнул Н. Болтнев. По его словам, анализ сложившейся структуры ВРП говорит о высоком удельном весе промышленности (21,5%), сельского хозяйства (13,8%), демонстрируя специализацию области в производстве продукции сельского хозяйства и промышленности, предприятия которой традиционно были ориентированы на обеспечение деятельности военно-промышленного комплекса государства. В докладе также отмечалось, что ресурсный потенциал региона включает пахотные земли, лесной фонд, богатые минерально-сырьевые запасы. Благоприятные геологические предпосылки (наличие урана) позволяют отнести Курганскую область к одной из главных уранодобывающих провинций в России. Как отметил Н. Болтнев, по оценке Института экономики УрО РАН, основанной на рентном подходе, Курганская область относится к производительным регионам, имеющим прогрессивную структуру промышленности, у которых доля ренты в доходах составляет менее 50% (в Курганской области доля ренты в ВРП в 2000 г. составляла 11%). По этим же оценкам, Курганская область производит в два раза больше, чем в среднем по России, трудовой стоимости на каждого жителя. По его словам, инновационную деятельность в 2005 году в регионе осуществляли 23 организации. Уровень инновационной активности составил 10,4%. В среднем на 1 инновационную организацию в 2005 году приходилось 731,4 млн руб. отгруженной продукции, на 1 неинновационную организацию - 81,6 млн руб. В расчете на 1 организацию приходилось, соответственно, 49,7 и 9,2 млн руб. инвестиций. Касаясь основных проблем области, Н. Болтнев пояснил, что они обусловлены как спецификой ее экономики, так рядом объективных и субъективных факторов. Ключевые из них: нестабильная демографическая ситуация; высокая энергозависимость региона; недостаточная конкурентоспособность экономики области; недостаточное развитие инженерной, производственной, транспортной и рыночной инфраструктуры; недостаточное развитие малого предпринимательства; недостаточное использование сырьевого потенциала области. В качестве главных конкурентных преимуществ региона замгубернатора назвал следующие: выгодное геополитическое положение; высокий удельный вес обрабатывающих производств (доля производства машин и оборудования, транспортных средств и готовых металлических изделий составляет более 50% в объеме промышленного производства области); природные условия, обеспечивающие высокий потенциал для развития санаторно-курортного комплекса; разнообразие минерально-сырьевых ресурсов. Касаясь самой стратегии развития Курганской области, Н. Болтнев подчеркнул, что ее основные задачи должны быть тесно сопряжены с общероссийскими задачами. Учитывая, что среди важнейших задач России - выбор и последовательная реализация долгосрочной стратегии повышения ее конкурентоспособности, в качестве главного ориентира администрацией региона было принятие стратегии прорыва, инновационного обновления экономики. В качестве модели развития экономики в докладе была рассмотрена социально ориентированная планово-рыночная модель экономики, основанная на инновационном развитии. Среди стратегических приоритетных направлений развития Н. Болтнев назвал: инновационное развитие, повышение конкурентоспособности региона; совершенствование социальной структуры общества, повышение качества жизни населения, особенно сельского; развитие преимуществ приграничной территории; совершенствование системы стратегического управления развитием региона. Он пояснил, что для обеспечения перехода экономики области на инновационный путь развития в 2006 году принята Концепция развития инновационной деятельности в Курганской области на период до 2015 года. Реализация концепции должна способствовать осуществлению к 2015 году структурных преобразований в экономике и росту доли в ВРП наукоемких высокотехнологичных отраслей экономики, сферы сложных организационных, технических и бытовых услуг. Сформированная инновационная система позволит вывести экономику Курганской области из депрессивного состояния и поддержать высокую динамику роста перерабатывающих отраслей, в полной мере обеспечить конкурентоспособность области на мировых рынках. Касаясь развития промышленного комплекса, Н. Болтнев сообщил, что промышленное производство Курганской области занимает по итогам 2005 года 37-е место среди российских регионов и 1-е среди регионов УрФО. В 2005 году к уровню 2000 года индекс составил 132,5%. К факторам, сдерживающим развитие промышленности, относятся следующие: отсутствие необходимой собственной топливно-энергетической и сырьевой базы; недостаточный уровень гособоронзаказа; высокая степень износа основных фондов при недостаточных объёмах инвестиций; невысокая инновационная активность. Стратегическим документом, определяющим развитие промышленного комплекса, отмечены основные направления развития промышленности Курганской области. В частности, реализация программы "Развитие региональной производственной кооперации промышленных организаций Курганской области на 2006-2010 годы" позволит ликвидировать нерентабельные вспомогательные производства, минимизировать издержки производства. Согласно стратегии к 2015 году промышленное производство в области может увеличиться к уровню 2005 года почти вдвое. По прогнозным расчетам, в 2015 году индекс промышленного производства в Курганской области увеличится к уровню 2000 года более чем в 2,5 раза. Касаясь проблем развития АПК региона, замгубернатора отметил, что развитие аграрного бизнеса также сдерживает ситуация на отечественном продовольственном и топливном рынках, что препятствует росту инвестиций, особенно долгосрочных, в развитие агропромышленного комплекса. Основными стратегическими направлениями развития сельского хозяйства в Курганской области определены: модернизация агропромышленного комплекса; эффективное рыночное позиционирование сельскохозяйственной продукции; создание агропромышленного кластера, связывающего между собой поставщиков и переработчиков сельхозпродукции, в том числе из соседних регионов и сопредельных государств; активная финансовая поддержка предприятий АПК через реализацию приоритетного национального проекта "Развитие АПК", областных целевых программ, разработанных на среднесрочную перспективу и их дальнейшая реализация в долгосрочной перспективе. К концу 2005 г., по словам Н. Болтнева, в аграрном секторе области действовали 181 крупное и среднее, 330 малых предприятий по производству сельскохозяйственной продукции, работали 187,7 тысячи семей, имеющих личные подсобные хозяйства. В 2005 году Курганская область по производству на душу населения овощей занимала 8 место среди регионов Российской Федерации, зерна – 9 место, молока – 18 место, картофеля – 21, мяса – 33, и прочно удерживает лидерство по этим показателям в Уральском Федеральном округе. Однако, как отмечалось в докладе, развитие сельского хозяйства напрямую зависит от наличия долгосрочной государственной программы развития АПК, принятия федерального закона о развитии сельского хозяйства, совершенствования государственных механизмов регулирования продовольственных рынков, таможенной политики, своевременного проведения закупочных и товарных интервенций. Необходимо также законодательное решение вопроса о реализации произведённой продукции в КФХ и ЛПХ, о первоочередном размещении в Курганской области государственных закупок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных нужд. Главной целью развития пищевой и перерабатывающей промышленности в период до 2015 г. является формирование устойчивого и эффективного производства продуктов питания, которое обеспечивало бы безопасность продовольствия и удовлетворение потребностей населения в продуктах питания. При этом рынок должен быть насыщен широким ассортиментом продуктов высокого качества. Первостепенное значение приобретает рост производства натуральной, экологически безопасной продукции, сбалансированной по составу и содержанию отдельных компонентов (белков, жиров, углеводов), обогащенных витаминами, минеральными веществами, микроэлементами. В целом Курганская область экспортирует продукцию сельского хозяйства во многие регионы России и другие государства. В 2005 году вывоз мяса скота и птицы в регионы РФ составил 2,2 тыс. тонн (27,8% от выпуска), консервов молочных - 50 млн условных банок, цельномолочной продукции - 21 тыс. тонн (30,2% от выпуска), муки - 170 тыс. тонн (69,7% от выпуска). По словам Н. Болтнева, одним из стратегических направлений развития экономики области является развитие малого бизнеса. С этой целью разработана и реализуется целевая программа поддержки малого предпринимательства в Курганской области на 2006-2008 годы. Кроме того, Курганская область является победителем федеральных конкурсов по кредитно-финансовой поддержке малого предпринимательства. Всего в 2005 году в Курганской области зарегистрировано 3585 малых предприятий, число занятых в МБ - порядка 80 тыс. человек, что составляет 18% от общего числа экономически активного населения региона. Неотъемлемой частью малого бизнеса являются индивидуальные предприниматели, которых насчитывается около 16,5 тысяч человек, более 3 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств, а также занятые у них работники. В докладе отмечалось, что отраслевая структура малого бизнеса представлена следующим образом: наибольшее число малых предприятий действует в сфере торговли и общественного питания (38,5% от общего количества предприятий), в промышленности - 13,3%, в сельском хозяйстве - 14,9%, в строительстве - 11,1%. Фонд начисленной заработной платы всех работников предприятий малого бизнеса за 2005 год составил 1,6 млрд рублей, выплаты социального характера - 6 млн рублей. Среднемесячная заработная плата в 2005 году сложилась в размере 4420 рублей. В прошлом году инвестиции малых предприятий в основной капитал составили 182,1 млн рублей (в 2000 г. – 33,8 млн руб.) В заключение доклада Н. Болтнев отметил, что реализация стратегии приведет к увеличению ВРП за 2000-2015 годы в 2,7 раза в сопоставимых ценах. Более высокими темпами роста будут расти рыночные услуги. К 2015 году производство услуг в составе валового регионального продукта Курганской области составит 61%. «Высокие темпы роста ВРП будут обеспечены активизацией инвестиционной деятельности. Объем инвестиций в основной капитал за 2000-2015 годы увеличится в 5,4 раза в сопоставимых ценах», - уверен замглавы Курганской области. При этом к 2015 г. объем сельского хозяйства увеличится в 1,5 раза в сопоставимых ценах, рост денежных доходов населения будет способствовать динамичному развитию потребительского рынка и сферы платных услуг: прогнозируется увеличение оборота розничной торговли за 2000-2015 годы в 5 раз, объема платных услуг – в 3 раза. Представленная концепция стратегии развития Курганской области вызвала много замечаний. В частности, директор департамента регионального социально-экономического развития и территориального планирования МРР Юрий Перелыгин отметил, что в документе отсутствует сценарный анализ, нет оценки развития крупных городов, но, главное, не учтены крупные экономические проекты соседних регионов. «У вас мощные соседи – Тюменская, Челябинская, Свердловская области, республика Казахстан. Такое соседство – это прежде всего хорошие рынки для сбыта продукции. Но в предложенной концепции нет анализа рынков и не определены точки роста экономического развития», - заключил он. В принципе, по мнению представителя МРР, на совещании была представлена не стратегия развития, а «концепция восстановления» региона. В заключении замминистра регионального развития Российской Федерации Владимир Дедюхин подчеркнул, что документ должен быть серьезно доработан, после чего в начале 2007 года обсуждение проблем развития региона необходимо вынести на заседание Правительства РФ. ИА "Альянс Медиа" |