17.09.2011 М. Биматов: нужно формировать новую экономическую элиту Пермского края Марат Биматов не понаслышке знает о сложностях выстраивания диалога между властью и бизнесом, совсем недавно он ушел с поста вице-премьера правительства Пермского края и теперь возглавляет Пермскую торгово-промышленную палату. О том, в каком возрасте пермяки предпочитают заниматься бизнесом, как выстраиваются отношения чиновников и предпринимателей, а также о проектах торгово-промышленной палаты рассказал Марат Биматов корреспонденту портала 59.ru. – Согласно одному из последних исследований, средний возраст предпринимателей в Перми – около 50 лет. Как вы думаете, почему сложилась такая ситуация? – Я не видел это исследование. Но с утверждением, что средний возраст предпринимателей в Перми – 50 лет, я не согласен. Если бы вы сказали, что пятидесятилетние – это самые успешные, самые известные пермские бизнесмены, я, может быть, и согласился бы. Давайте разберемся. Закон «О кооперации», который фактически разрешил населению СССР заниматься предпринимательством, был принят в 1988 году. Сейчас 2011, значит, с тех пор прошло 23 года. Сегодняшние пятидесятилетние бизнесмены – это те, кому было тогда чуть больше тридцати. Как раз те, у кого было и желание, и возможность открыть для себя новую сферу деятельности: они были молоды, активны, имели доступ к ресурсам. Очевидно, что те, кому тогда было лишь десять, не могли организовать бизнес. Как и те, кому было 20, у них в большинстве своем не было возможности приватизировать ресурсы, оказаться «в нужном месте в нужное время». Те люди, которым сейчас 50, как раз сумели в конце восьмидесятых – начале девяностых первыми стать на стезю предпринимательства. Но я не уверен в том, что сегодня средний возраст предпринимателя в Пермском крае – 50 лет. – Вы думаете, что среди пермских бизнесменов много молодых? – Я считаю, что в последние 10 лет мало людей шло в бизнес, потому что предпринимателем становиться было невыгодно. Было выгоднее работать в вертикально интегрированных компаниях, получая там внушительные зарплаты, или отправиться на муниципальную или государственную службу. Идти в чиновники, кстати, стало популярно в последние несколько лет. Тридцатилетние и сорокалетние сегодня, скорее всего, трудоустроены в компаниях или на госслужбе. Те, кому больше сорока, с большей вероятностью занимается предпринимательством. Люди в возрасте от 20 до 30 лет также активнее занимаются бизнесом. – Вы сказали, что последние 10 лет в бизнес не шли, сейчас эта ситуация поменялась? – Я не хочу сказать, что вообще никто не шел в бизнес. Разумеется, кто-то шел. Есть расхожее выражение, что быть предпринимателями склонны лишь 6% населения, успешными менеджерами могут быть еще 25%, классными специалистами – все остальные. Исходя из этого, мы понимаем, что из 1000 выпускников вузов, в лучшем случае, 10% идут в бизнес. Остальные идут, и это правильно, работать по тем специальностям, которым их учили. На предпринимателей у нас не учат. Или учат не так, как могли бы учить. Мы генерируем инженеров, и это правильно, ученых, и это тоже правильно. А вот предпринимателей генерируем не в полном объеме. – На базе ПТПП организован проект «Золотая тысяча», как раз направленный на поддержку начинающих предпринимателей, как родилась эта идея? – Идея была коллективная, она возникла в рамках экономического блока правительства Пермского края, когда я там еще работал. Вместе мы пришли к пониманию того, что нужно формировать новую экономическую элиту Пермского края и, наверное, правильнее ее было бы формировать из молодых, амбициозных, умных людей. Если заняться этим вопросом сегодня, то в перспективе мы получим новые бизнес-проекты, не сырьевые, а инновационные. Те, которые бы структурно изменили экономику Пермского края. – На какой срок задумается этот проект? – Хотелось бы, чтобы этот проект был саморазвивающимся, направление развития инициировалось самими молодыми предпринимателями, чтобы они подсказывали, куда расти. – Вы сказали, что идея «Золотой тысячи» родилась в правительстве Пермского края, в чем же интерес ТПП? – Если есть хорошая идея, почему бы для ее реализации не использовать правильные инструменты? Я считаю, что торгово-промышленная палата – это та инфраструктура развития и поддержки бизнеса, которая может реализовывать этот проект, может активно в нем участвовать. Пермская торгово-промышленная палата обладает всеми необходимыми ресурсами для помощи начинающим предпринимателям». Развитие молодежного предпринимательства в принципе выделено в Плате в отдельное направление в рамках работы комитета по инновационной деятельности. – Сейчас вы можете дать оценку проекту «Золотая тысяча», успешно ли он стартовал? – Оценку должны давать молодые предприниматели. У каждого ведь свой взгляд на данный проект. Я вижу, что делают мои коллеги, я вижу, что делают молодые предприниматели, которые регулярно приходят в палату и получают полезные знания и навыки. К примеру, недавно им рассказывали, как открыть свое предприятие. Для таких разговоров мы приглашаем компетентных консультантов. В прошлые выходные молодым предпринимателям от науки давали навыки формирования бизнес-планов. Приезжие эксперты тренировали их на тех научных разработках, которые имеют перспективу. Они учились оценивать эффективность своих проектов. Также есть и интерактивное общение. Все участники «Золотой тысячи» разделены на группы в зависимости от того, есть ли у них существующий бизнес, идея бизнеса или нет ни того, ни другого. Говорят, что голосуют ногами. Так что пусть наши участники голосуют или ногами, или руками. Мы это увидим в дальнейшем. Сегодня об этом можно судить по количеству участников, записавшихся в проект, 485 человек. 55% желают получить помощь в финансировании, 25% – в бизнес-планировании и управлении затратами, 20% – помощь по ведению бухгалтерии и юридическим вопросам. – Пермская ТПП начала активно сотрудничать с таможней, над какими вопросами ведется работа сейчас? – Сразу скажу: мы не начали сотрудничать, мы продолжили, ведь мы работаем вместе уже более 15 лет. Те предприятия, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность, знают о нас и являются постоянными клиентами ТПП. Мы постарались перевести наши отношения на другой уровень. Недавно с руководителем Пермской таможни мы подписали соглашение, договорились о том, что будем способствовать снижению затрат бизнеса, в первую очередь при ввозе продукции. Многие бизнесмены жаловались нам, что объем затрат при ввозе продукции в нашем регионе был значительно выше, чем в других. У этой ситуации есть объективные и субъективные причины, стараемся над этим работать. С таможней мы слышим друг друга, слышим бизнес и представляем интересы предпринимателей. – Как работает сейчас услуга «единое окно», которая была запущена, насколько мне известно, совсем недавно? – Мы понимаем, что у крупных предприятий, которые давно занимаются внешнеэкономической деятельностью, есть свои подразделения, там есть специалисты по ВЭД. Им мы оказываем точечную поддержку в тех или иных вопросах, касающихся подготовки контрактов, участия в тендерах, разъяснения законодательства тех или иных стран. Мы решили, что начинающему предпринимателю, возможно, было бы полезно получить полную поддержку: логистика, подбор делового партнера, проверка его благонадежности, организация переговоров, подготовка контракта, оформление товаров и, конечно, сопровождение непосредственной сделки, включая получение товара. Полное сопровождение внешнеэкономической деятельности – это и есть реализация принципа «единого окна». Он работает, но не настолько востребован, как мы предполагали. Есть обращения от людей, которые серьезно не прорабатывали свои идеи. Такое ощущение, что, зная об едином окне, они утром проснулись и подумали: «А не продать ли мне чего-либо, куда-либо?». Они знают, что есть палата, приходят сюда, не обладая абсолютно никаким понимаем того, что им нужно. Понятно, что мы не отказываем. Однако мы заинтересованы в том, чтобы бизнесмен, который хочет заниматься ВЭД, имел опыт ведения бизнеса, репутацию на местном рынке, собственный рынок сбыта. Возможно, невостребованность «единого окна» объясняется тем, что этот проект еще не очень известен бизнесу. А, может быть, предприниматели не хотят доверять свои бизнес-процессы третьи лицам. – Какие направления внешней торговли сейчас наиболее перспективны? – Самым главным партнером Пермского края по ВЭД является Китай, хотя рынок там не такой простой. Но есть и Германия, Америка, Индия, Италия, Юго-Восточная Азия, Австрия. Постоянными партнерами являются также страны СНГ. Там большинство стандартов осталось с советских времен. Все инженеры заканчивали советские школы и вузы. С ними легче выстраивать взаимоотношения. – По инициативе ПТПП создается биржа коммерциализации инноваций, каковы перспективы этого проекта? – У нас в палате работает четыре комитета: по защите, по развитию, по инновациям и по модернизации бизнеса. Комитеты возглавляют члены правления, успешные бизнесмены. В рамках комитета по инновациям, по инициативе бизнеса, который давно работает с инновационными разработками, была предложена идея создания биржи коммерциализации инноваций. Это должна быть площадка, которая дает возможность ученым, разработчикам, нашим кулибиным представлять свои идеи. Бизнесу предлагается, в зависимости от его потребностей, оценить идеи и, при увязывании интересов обеих сторон, заключать соглашения. Мы приняли решение, что будем поддерживать данный проект. 20 сентября Александр Гарольдович Редекоп, генеральный директор ЗАО «ППМТС Пермснабсбыт» и руководитель рабочей группы по защите интеллектуальной собственности бизнеса палаты, будет докладывать членам правления о том, как развивается направление. Этот бизнесмен инициирует создание биржи коммерциализации инноваций. Когда члены правления одобрят проект, он запустится. Насколько мне известно, команда для реализации проекта уже набрана, определена схема проекта, основные игроки. – В последнее время много разговоров ведется вокруг инноваций. Как считаете, такое оживление обосновано? – Недавно вышел закон «Об инновационной деятельности в РФ», я его детально не изучал, но, прочитав первую страницу, где были раскрыты основные термины, я утвердился во мнении, что инновации – это все новое, и не обязательно с точки зрения технических изменений. Инновационными можно назвать предприятия, которые применяют какие-то новые методы управления персоналом, новые методы продаж. Инновационным на сегодняшний день можно называть бизнес, который успешно развивается на рынке благодаря прогрессивным решениям, техническим или управленческим. В сознании людей хотят изменить установку на сырьевой способ зарабатывания денег. Современные предприятия должны зарабатывать, используя интеллект, новейшие методы управления и так далее. – Один из самых известных проектов ПТПП – это «административная гильотина». На каком этапе он находится сейчас? – Мы прошли определенный этап в работе. Этот проект реализуется или был реализован в нескольких странах. Для нашей страны он новый, но в ряде стран – это успешно отработанная методология. Это, по сути, начало большой работы, которая сегодня инициирована и ведется в органах государственной власти. Мы подошли к нему с точки зрения бизнеса и подтолкнули наших чиновников к тому, чтобы они посмотрели на административные процедуры с другой стороны. Мы занимались тем, что вместе с ними находили возможность сократить сроки прохождения тех или иных процедур. Сейчас мы мониторим ситуацию: не превратились ли те сокращения, которые были названы чиновниками, в простое декларирование. Мы выясняем, как они это реализуют. Мы дорабатываем, готовим рейтинг органов власти по результатам работы комиссии по государственную дерегулированию (именно так официально называется «гильотина»). Думаю, что в октябре мы подведем итоги и наметим дальнейшие планы, если это будет интересно бизнесу. Наша задача – сократить для бизнеса сроки прохождения административных процедур, чтобы дать им больше времени для развития бизнеса. Чтобы каждый рубль, который они планируют вложить в свой бизнес, в экономику, быстрее давал отдачу. – Как сегодня выстраиваются отношения бизнеса и власти, слышат ли они друг друга? – Слышат. Вопрос в том, насколько хорошо слышат, не теряется ли что-то в этом диалоге. На одном ли языке они говорят? Можно слышать, но говорить на разных языках и ничего не понимать. У чиновника есть определенный круг задач, он государственный служащий, у него есть полномочия, обязанности. Задача любой госструктуры – это защита интересов населения. Задача региональной власти – повышение качества жизни населения, и на это работают все чиновники. Если говорить о бизнесе, то его основная задача – это развитие, повышение доходов, возможно, повышение зарплат сотрудникам, социальное обеспечение. Цель взаимодействия этих двух сторон – способствовать решению тех задач, которые стоят и перед властью и перед бизнесом. Власть, способствуя развитию бизнеса, способствует повышению зарплат в этом бизнесе. Бизнес, развиваясь, развивает регион, дает возможность людям повышать уровень жизни. Конечно, иногда возникают конфликты интересов, и это нормально. Для этого и есть возможность взаимодействия. Власть должна сдерживать те действия, которые дают заработать, но не помогают развивать бизнес и никак не способствуют повышению качества жизни населения. ИА "Альянс Медиа" |