01.08.2006 СФО: ЛПК необходима поддержка государства и бизнеса Лесопромышленный комплекс Сибири нуждается в государственной поддержке, причем ее формы должны быть существенно расширены. Такие выводы прозвучали в выступлении губернатора Томской области Виктора Кресса на окружном совещании "Комплексное развитие лесной отрасли Сибири на среднесрочную и долгосрочную перспективу" в г. Томске. В совещании принимали участие представители федеральных ведомств, органов исполнительной власти в регионах, руководители агентств лесного хозяйства и представители научных и общественных организаций и бизнеса. К числу серьезных проблем лесопромышленного комплекса всей страны и сибирских регионов в частности Виктор Кресс отнес то, что надолго затянулась реализация административной реформы и в системе управления лесным хозяйством «Для обеспечения поступательного развития ЛПК Сибири необходимы широкомасштабные инвестиции, ориентированные на создание новых производственных мощностей, кардинальное обновление основных фондов, создание новых рабочих мест, обучение и привлечение квалифицированных кадров. Ясно также, что все эти вопросы должны решаться на системной основе в полной увязке интересов государства и регионов, бизнеса и населения, с учетом тенденций развития лесной промышленности в России, странах СНГ и дальнем зарубежье», - пояснил Виктор Кресс. Он отметил, что по выпуску продукции лесопромышленный комплекс Сибири среди других отраслей промышленности округа занимает в настоящее время 7 место, уступая электроэнергетике, нефтедобывающей промышленности, черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, машиностроению и пищевой промышленности. При этом доля ЛПК в отраслевой структуре промышленного производства СФО снижается: 2000 г. – 5,7%, 2005 г. - 4,8%. Одной из причин этого является, в частности, и то, что развитие комплекса происходит преимущественно на базе ранее созданных мощностей, без достаточных инвестиций для их реконструкции и обновления. Остро ощущается нехватка мощностей, позволяющих перерабатывать тонкомерную, низкокачественную и лиственную древесину, а также древесные отходы в конкурентную продукцию с высокой добавленной стоимостью. В Сибири лес является одной из основных составляющих развития экономики на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Лесные ресурсы характеризуются высококачественным породным составом. 77% общего запаса - хвойные породы. В округе сосредоточено более 37% запаса древесины Российской Федерации, а его доля в товарной продукции российского лесопромышленного комплекса составляет лишь 16%, отметил Виктор Кресс. Богатейший потенциал используется далеко не в полной мере. В большинстве лесных регионов СФО, где не были в свое время созданы мощности по глубокой механической и химической переработке древесины, уровень использования расчетной лесосеки в настоящее время не превышает 6-10%. В целом по СФО расчетная лесосека используется на уровне 16%. Ключевым направлением деятельности сибирского ЛПК является экспорт. При этом около 40% экспортируемой продукции ЛПК составляет лес-кругляк. В последние три года экспорт круглого леса из Сибири прирастает более чем на 1 млн кубометров в год. Определяющими факторами, сдерживающими развитие лесопромышленного комплекса Сибири, являются: - низкая инвестиционная привлекательность ЛПК ввиду недостаточной емкости внутреннего рынка Сибири и Дальнего Востока и его отсталости по некоторым перспективным видам продукции. В 2005 году объем инвестиций в лесопромышленный комплекс Сибири составил около 2 млрд руб., или только 6% от общероссийского уровня ЛПК. Средства в основном направлялись на поддержание изношенных мощностей и увеличение их загрузки. За последние 5 лет в Сибири введено только несколько средних лесопильных производств. - раздробленность ЛПК. В настоящее время заготовкой и переработкой древесины в округе занимается более 3,5 тыс. малых предприятий, на долю которых приходится около 30% объемов лесопромышленного производства. Причем если бы основная масса этих предприятий работала на условиях аутсорсинга, закрывая определенные звенья технологической цепи, как это существует в мировой практике, это было бы как раз то, что нужно. А сегодня это полулегальные натуральные хозяйства с отсутствием инвестиционных возможностей для реализации значимых лесных проектов, незаконными рубками, теневой зарплатой, ориентацией на экспорт древесины преимущественно в круглом виде. На большинстве таких предприятий строительство, реконструкция, техническое перевооружение ведется без разработки проектной документации, что повышает риск производственного травматизма, ухудшает условия труда, приводит к техногенным авариям, подчеркнул губернатор Томской области. Препятствуют развитию лесопромышленного комплекса, по его словам, и низкие темпы развития инфраструктуры, а также недостаточная энергообеспеченность отрасли. Координационный совет Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» лесопромышленному комплексу уже принимал решение о целесообразности разработки Стратегии размещения лесопромышленных производств на территории Сибири, но дальше слов дело не пошло. При подготовке ФЦП необходимо четко определиться с местами размещения новых целлюлозно-бумажных производств и крупных деревообрабатывающих комплексов на территории СФО и добиться включения их в программу. Это позволит сконцентрировать ресурсы государства и бизнеса для разработки проектов строительства и создания крупных эффективных лесопромышленных структур и, прежде всего на территории Сибири. Надо делать так, чтобы органы власти на местах и крупный бизнес, решивший вкладывать капитал в реализацию лесных проектов на территории Сибири, четко представляли себе позицию государства на этот счет. Государство должно на нынешнем этапе совместно с бизнесом активно участвовать в создании крупных лесопромышленных комплексов на территории Сибири и Дальнего Востока. Необходимо создать в Сибирском округе рабочую группу по выработке предложений по развитию ЛПК Сибири и мер по его государственной поддержке. ИА "Альянс Медиа" |