28.07.2006  Киргизия хочет перейти на 2-уровневый бюджет

   Вчера, 26 июля 2006 года, в Доме Правительства под председательством Премьер-министра Кыргызстана Феликса Кулова состоялось первое заседание Республиканского координационного совета по реализации Плана мероприятий на 2006-2007 годы в рамках реализации второго этапа Национальной стратегии "Децентрализация государственного управления и развитие местного самоуправления в КР до 2010 года".
   В начале заседания глава Ф. Кулов отметил, что сегодня одним из главных направлений финансовой децентрализации в республике является сложная работа по переходу с нынешней четырехуровневой системы межбюджетных отношений на двухуровневый бюджет.
   Первым пунктом повестки дня заседания стало рассмотрение и утверждение плана работы совета на 2006 год по реализации постановления Правительства КР от 19 мая 2006 года № 365. Также члены совета утвердили персональный состав четырех рабочих групп. Первая группа будет заниматься формированием эффективной правовой базы местного самоуправления, вторая группа – политическими и административными реформами и господдержкой местного самоуправления, третья – финансово-экономической децентрализацией, четвертая – совершенствованием муниципальной службы и кадровой работы.
   Затем заместитель министра экономики и финансов Канат Асангулов выступил с докладом-презентацией о ходе формирования местных бюджетов на 2007 год в связи с переходом на новые принципы межбюджетных отношений. В частности, было сказано, что переход на двухуровневый бюджет позволит упразднить передачу средств из местных бюджетов в республиканский, что будет стимулировать органы местного самоуправления к увеличению доходного потенциала. Местный бюджет будут составлять бюджеты айыл окмоту, городов республиканского, областного и районного обеспечения. С будущего года областные и районные государственные администрации будут финансироваться исключительно за счет республиканского бюджета.
   >К сожалению, имеются серьезные риски при переходе на двухуровневый бюджет. Без тщательной проработки всех нюансов может сильно ослабнуть вертикаль власти и открыться дорога для бесконтрольного нецелевого использования бюджетных средств органами местного самоуправления. Кроме того, большую проблему представляют нынешние долги органов местного самоуправления. Сумма долгов по ссудам у органов местного самоуправления превышает 60 млн. сомов, а кредитная задолженность местных органов власти по коммунальным и другим услугам составляет гигантскую цифру свыше 300 млн. сомов. Для предотвращения этого Минэкономфин проводит соответствующее обучение работников органов местного самоуправления.
   По оценкам, государственный бюджет возрастет примерно на 2,2 млрд. сомов. Было отмечено, что по расходным полномочиям есть правительственные, местные и смешанные обязательства. Поэтому трансферты из республиканского бюджета в местный бюджет будут по-прежнему составлять категориальные гранты по финансированию фонда заработной платы по образованию, выравнивающие гранты для выравнивания бюджетной обеспеченности и прямые стимулирующие гранты.
   В настоящее время министерство экономики и финансов готовит к сентябрю проект двухуровневого бюджета страны для представления в Жогорку Кенеше, где будут отсутствовать отдельные областные и районные бюджеты. "Закон об основных принципах бюджетного права обязывает нас перейти на двухуровневый бюджет – республиканский и местный. Необходимо идти на реальную финансовую децентрализацию, но мы должны действовать по принципу "Не навреди!". Нельзя допустить провала в столь важном деле", - подчеркнул Ф. Кулов.