15.04.2011 Предпринимателям рассказали, как вести бизнес в Узбекистане 14 апреля в Торгово-промышленной палате РФ прошел интернет-семинар (вебинар) на тему «Особенности ведения бизнеса в Узбекистане», организованный Комитетом ТПП России по вопросам экономической интеграции стран ШОС и СНГ и Международным институтом менеджмента ТПП РФ с участием Минэкономразвития РФ, Фонда «Наследие Евразии», Института экономики РАН. ТПП РФ на протяжении ряда лет взаимодействует с ТПП Узбекистана. Палаты совместно проводили в Узбекистане экономические форумы, выездные заседания Комитета ТПП РФ по вопросам экономической интеграции стран ШОС и СНГ, участвовали в подготовке и проведении «круглых столов» и переговоров в рамках Российской национальной выставки в Ташкенте. Вебинар проведен с целью оживления взаимодействия между предпринимателями двух стран. К участию в мероприятии были приглашены представители территориальных торгово-промышленных палат, бизнесмены, начинающие свои контакты с узбекскими партнерами, коллегами, и предприниматели, которые уже имеют бизнес в РУ и намерены его расширять. Вел семинар заместитель председателя Комитета ТПП РФ по вопросам экономической интеграции стран ШОС и СНГ, Чрезвычайный и Полномочный Посол (в отставке) России, возглавлявший Посольство РФ в Узбекистане Дмитрий Рюриков. Тем, кому интересен узбекский рынок, следует помнить о серьезной роли государства во всех сферах жизни Узбекистана, в том числе и в экономике, сказал Дмитрий Рюриков, и соответственно выстраивать взаимоотношения с властью. В этой стране очень внимательно относятся к соблюдению абсолютно всех законодательных нюансов. Следует учитывать и местный менталитет; узбеки – жесткие и сильные партнеры и переговорщики. Одна из проблем, которую нужно иметь в виду с самого начала установления контактов, – это задержки платежей, нередко до полугода, чему есть и субъективные, как везде, причины, и чисто объективные, связанные с местной банковской спецификой и сложной системой осуществления платежей. Дмитрий Рюриков также посоветовал бизнесменам постоянно поддерживать контакты с российскими загранучреждениями (посольство, торговое представительство и др.) в Узбекистане. Экономическую характеристику Узбекистана дала заведующая сектором экономического развития постсоветских государств филиала Института Экономики РАН Елена Кузьмина. Узбекистан потенциально очень богат: сырьевые запасы оцениваются в триллионы долларов. Население, по ряду оценок, более 40 миллионов человек, причем треть страны не пригодна для жизни – пустыня. Экономические показатели страны демонстрируют рост. Развивается промышленность – в 2008 году ее доля в ВВП была равна 23 процентам (для сравнения: в 2004 – 17,5 процента). Развивается сельское хозяйство. Выходя из кризиса, страна сделала ставку на поддержку предприятий-экспортеров и на стимулирование внутреннего спроса, что дало положительные результаты. Модернизация экономики, в частности, предусматривает рост переработки хлопка и развитие на этой основе легкой промышленности, выпуск синтетического жидкого топлива, производство минеральных удобрений и т.д. В последние два года заметен рост прямых инвестиций, суммарный объем которых превысил 710 млн долларов. О том, как работает российский бизнес в Узбекистане, с какими сложностями могут столкнуться предприниматели, о каких нюансах следует обязательно знать, рассказал торговый представитель Российской Федерации в Республике Узбекистан Константин Артюшин. В стране работает более 800 совместных предприятий и более 150 представительств наших компаний. Государство, отметил торгпред, в значительной степени формирует взаимоотношения в бизнесе, и это следует иметь в виду. Заключая контракт с государственной компанией, надо предусмотреть в нем предоплату за поставленный товар (в большинстве случаев контрагенты соглашаются на такое условие). При некоторых отличиях у российского и узбекского бизнеса менталитеты весьма сходны. Лучше работать в рамках экономических приоритетов. В определенном смысле здесь ситуация такая же, как в России несколько лет назад: обязательна продажа валютной выручки; валюта приобретается на бирже; если в течение 7 дней проплата не была осуществлена, валюта обязательно должна быть продана обратно. Торгпред пригласил российские компании активнее участвовать в выставках, проводимых в Узбекистане. Президент Фонда «Наследие Евразии» Елена Яценко рассказала об узбекских традициях и менталитете, об особенностях ведения переговоров в Узбекистане, затронув такие вопросы, как специфика делового поведения и делового общения; национальные, культурные, религиозные и другие ограничения, о которых необходимо знать российским предпринимателям, решивших вести бизнес в Узбекистане; особенности отношения к российскому бизнесу в Узбекистане и т.д. Практический интерес слушателей вызвало выступление начальника отдела маркетинга Шебекинского машиностроительного завода Дмитрия Касьянова. Ознакомиться с опытом Палаты по проведению вебинаров, узнать круг вопросов, интересующий российский бизнес сумели приглашенные гости – заместитель директора Департамента экономического сотрудничества и интеграции со странами СНГ Минэкономразвития РФ Константин Кузьмичев и начальник отдела азиатских стран СНГ Минэкономразвития РФ Елена Анисочкина. Как отмечается в сообщении пресс-службы ТПП РФ, судя по большому количеству поступивших по Интернету вопросов, информация, представленная на вебинаре, безусловно, пригодится и бизнесменам, только начинающим свои контакты с узбекскими коллегами, и предпринимателям, которые уже имеют бизнес в этой южной стране и намерены его расширять. В соответствии с пожеланиями предпринимателей следующей страной для изучения станет Киргизия. ИА "Альянс Медиа" |