26.11.2010  Привлечение иммигрантов — единственный способ сохранить вес РФ

   Привлечение в Россию трудовых мигрантов — единственный способ сохранить экономический рост и геополитический вес страны в ближайшие десятилетия. Такое мнение высказала директор Независимого института социальной политики (НИСП) Татьяна Малева.
   «Масштаб демографической ямы в России таков, что без привлечения в массовом порядке иностранной рабочей силы на устойчивый экономический рост выйти нельзя. Трудовая миграция остается единственным интенсивным способом ускорения роста экономики в будущем», — заявила она.
   По словам эксперта, единственной альтернативой найму гастарбайтеров является повышение производительности труда в России в 1,5-2 раза, «что в нынешних условиях не представляется возможным и для чего России как раз так остро нужна модернизация».
   Напомним, что, по предварительной оценке Росстата, в октябре 2010 года численность экономически активного населения (то есть жителей в возрасте 15-72 лет, как занятых, так и безработных) в России составила 75,6 млн человек, или более 53% от общей численности населения страны, а среднемесячный уровень безработицы в России в январе-сентябре текущего года равнялся 5,8 млн человек. При этом, согласно большинству прогнозов, к 2020 году сокращение численности населения трудоспособного возраста превысит 10 млн человек.
   Малева считает реалистичным сценарий, по которому рост ксенофобии в России может привести к оттоку иммигрантов. Она опасается, что некоторые политические движения «способны раскачать лодку и привести страну к межнациональной резне».
   Но уже сейчас привлекательность России как рынка труда стабильно падает, что вселяет тревогу, констатирует глава института. «Уже сейчас в значительной степени заблуждением является представление, что это мы выбираем, кого, в каком количестве приглашать и сколько им платить, — поясняет она. — Все чаще нас выбирают или не выбирают. Существует угроза окончательного ухода нашей страны с мирового рынка труда. Мы уже проиграли другим странам борьбу за качественных мигрантов, например, из Украины и Молдовы. Еще лет 10 назад их было гораздо больше, чем из Средней Азии, а качество их человеческого капитала при этом — гораздо выше. Теперь они едут в основном в Европу. И даже выходцы из Средней Азии все чаще предпочитают российскому рынку труда казахстанский рынок».
   Если трудовые иммигранты полностью потеряют интерес к России, она рискует «скукожиться» как демографическая держава, предупреждает Малева. «Если население России снизится до 100 млн человек, это будет страна с совсем другим весом, возникнут экономические, геополитические риски, — объясняет она. — Уже сейчас мы с трудом обслуживаем столь огромную территорию, а когда население будет в полтора раза меньше, это будет практически невозможно, некому и незачем будет строить дороги. Уже сейчас территория России с точки зрения плотности населения представляет собой сыр с дырками, а в будущем мы можем стать одной большой дыркой с небольшими вкраплениями сыра».
   По ее словам, большинство попыток поставить миграцию под контроль в мире проваливаются. «Если мы запретим официальную миграцию, мы резко увеличим размер теневого сектора рабочей силы, хотя уже сейчас неформальный рынок труда в России оценивается в 12 млн человек, то есть равен всему рынку труда Австралии. Другой вариант — наглухо закрыть границы страны, многократно увеличив бюджеты Минобороны и Пограничной службы», — указывает директор НИСП.