19.11.2010 Э.Набиуллина рассказала российскому бизнесу о преимуществах и рисках ЕЭП 16 ноября министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина выступила на конференции «Формирование Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: взаимодействие с бизнес-сообществом». В конференции, организованной Российским союзом промышленников и предпринимателей и Международным советом по сотрудничеству и инвестициям при РСПП, приняли участие президент РСПП Александр Шохин, руководители и представители ведущих компаний, работающих на российском рынке. «При формировании ЕЭП мы будем принимать меры, направленные на устранение имеющихся ограничений доступа на национальные рынки, на либерализацию валютной и финансовой политики государств-участников ЕЭП, проведение согласованной макроэкономической, налоговой, денежно-кредитной, торговой, таможенной и тарифной политики», - заявила Э.Набиуллина, тезисы выступлений которой опубликованы на официальном сайте Минэкономразвития РФ. В основе ЕЭП, по ее словам, должно лежать четыре принципа: свобода перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. Но это не всё, подчеркнула министр. ЕЭП – это и гармонизация национальных экономических законодательств, интеграция отраслевых рынков, согласованная макроэкономическая валютная политика. Для осуществления этого, по словам Э.Набиуллиной требуются три главных компонента. Во-первых, это применение национального режима для экономических операторов трех стран в рамках ЕЭП. Имеются в виду одинаковые правила независимо от того, является ли хозяйствующий субъект российским, белорусским или казахским. Во-вторых, национальные режимы могут быть разными, учитывая разные стартовые условия России, Казахстана и Беларуси, однако необходимо их существенное сближение. Такое сближение возможно как путем унификации национальных режимов трех стран, так и путем установления прямых норм в соглашениях ЕЭП. Это зависит от предмета каждого соглашения и от готовности трех стран к переходу на единые наднациональные нормы. В-третьих, это формирование наднациональных органов и передача им регулятивных полномочий. «Мы понимаем, что экономически Россия доминирует в ЕЭП, и рынки Беларуси и Казахстана, объединенные в ЕЭП, не могут одномоментно, принципиально изменить конкурентную ситуацию между предприятиями на складывающемся едином экономическом пространстве», - отметила Э.Набиуллина. По ее словам, формальный уровень либерализации взаимного торгово-экономического сотрудничества был достаточно высок даже до создания Таможенного союза, так что в краткосрочной перспективе не ожидается революционных изменений в условиях взаимного доступа стран-участниц ЕЭП на рынки друг друга. «С другой стороны, это снижает фактор неопределённости, - считает министр. - Тот факт, что сегодня на Россию приходится основная доля взаимной торговли и взаимных инвестиций стран ЕЭП, делает минимальным элемент непредсказуемости в развитии предпринимательской деятельности на едином экономическом пространстве». «ЕЭП, это, прежде всего, новые возможности для российского бизнеса», - подчеркнула Э.Набиуллина. С созданием ЕЭП, по ее мнению, в ряде секторов, в первую очередь, в секторах естественных монополий, можно ожидать снижение административных барьеров по оказанию услуг и доступу к российской инфраструктуре (трубопроводный транспорт, железнодорожные перевозки). В этих секторах создание ЕЭП потенциально способно улучшить административные условия и конкуренцию, стимулируя более эффективную работу российских естественных монополий, а также в целом снизить инфраструктурные ограничения. Значимый эффект, по мнению главы Минэкономразвития, лежит в институциональной сфере и связан с введением в ней конкуренции. Это конкуренция между таможнями стран за более эффективное таможенное оформление, конкуренция условий привлечения инвестиций, в том числе в рамках особых экономических зон, конкуренция размещения производств, ориентированных на рынок таможенного союза. «Большая часть этих эффектов будет проявляться в экономическом развитии в основном в долгосрочной перспективе, но уже сегодня мы видим зарождающуюся конкуренцию между нашими таможнями», - отметила министр. Также, по ее мнению, надо учитывать эффекты от переключения Казахстана и Беларуси с продукции третьих стран на российскую продукцию, которые могут иметь место, в особенности, для Казахстана, поднявшего пошлины на бытовую технику и ряд машиностроительной продукции. «Конечно, наши казахстанские партнёры будут стараться использовать возможности, которые ранее при нулевых или низких пошлинах были закрыты, для создания собственных производств, ориентированных на внутренний рынок страны, а с созданием ЕЭП – на внутренний рынок трех стран - то есть, возможен рост конкуренции в этих сегментах, - сказала она. - Эти факторы также делают возможным вектором размещение российского бизнеса на территории Казахстана и Белоруссии». Получая доступ к рынкам Белоруссии и Казахстана, мы также предоставляем доступ и их товаропроизводителям на наши рынки, подчеркнула Э.Набиуллина. «Это важная сфера, где мы, безусловно, вместе с бизнесом хотели бы дополнительно оценить риски», - отметила глава МЭР. По ее словам, по предварительным оценкам, риски для российских производителей возникают на рынках сельскохозяйственной техники, грузовых автомобилей – где белорусские производители обладают высокой конкурентоспособностью, в том числе за счет активной господдержки, а также на рынках ряда отдельных цветных металлов в первичных формах – где ряд важных конкурентных преимуществ имеет Казахстан - доступные и дешевые собственные сырьевые ресурсы, низкие затраты на природоохранные мероприятия, что особенно важно для металлургии, свинца и цинка. «По данным секторам мы уже сейчас считаем целесообразным начать работу с ведущими российскими производителями и отраслевыми экспертами», - отметила Э.Набиуллина. По ее словам, существуют отдельные отрасли и подотрасли белорусской и казахстанской экономик, где государство очень активно поддерживает и субсидирует национальных производителей, а решения о поддержке принимаются оперативно и реализуются на системной основе. «Хочу отметить, что мы уже сейчас предпринимаем меры по недопущению получения одними участниками интеграционного процесса необоснованных преимуществ перед другими участниками. В этом заинтересованы и наши партнёры», - заявила министр. Она сообщила, что российские власти рассчитывают урегулировать данные вопросы в блоке соглашений, направленных на выработку единых принципов и правил конкуренции в рамках ЕЭП, включая Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции, Соглашение о единых правилах предоставления промышленных субсидий, Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства, Соглашение о государственных закупках. «В свою очередь, для российского бизнеса, более мощного в производственно-технологическом и финансовом отношении, обладающего, как правило, весомыми конкурентными преимуществами перед компаниями из других стран Таможенного союза, равные правила игры на формируемом едином экономическом пространстве будут де-факто означать благоприятные условия для расширения коммерческих операций и укрепления позиций на рынках стран-партнеров», - считает Э.Набиуллина. Она также отметила, что еще один важный момент в сфере конкурентных отношений, который может повлиять на положение отдельных секторов российской экономики в рамках ЕЭП, связан с процессами концентрации производства и капитала, их соотношением по странам-участницам ТС. Поскольку передача Комиссии ТС полномочий в отношении соблюдения единых правил конкуренции (запрета на антиконкурентные соглашения, контроля за злоупотреблением хозяйствующими субъектами доминирующим положением) предполагается приблизительно через 2-2,5 года, в предстоящий период необходимо, с одной стороны, осуществлять мониторинг за слияниями и поглощениями компаний в ключевых секторах экономики Белоруссии и Казахстана, а с другой – не препятствовать процессам концентрации в пока еще слабо конкурентоспособных, в том числе на едином экономическом пространстве стран-участниц ТС, секторах российской экономики. Важным, по мнению Э.Набиуллиной, представляется и вопрос об интеграции бизнесов разных стран. С началом функционирования ЕЭП одним из наиболее эффективных инструментов обеспечения интересов российского бизнеса, в том числе представляющего чувствительные сектора в контексте формирования ЕЭП, становится участие в капитале конкурирующих и смежных предприятий в странах-партнерах. Это поможет укрепить позиции компаний наших стран не только на едином экономическом пространстве РБ, РК и РФ, но и в соответствующих сегментах мирового рынка, считает глава МЭР. Соглашения ЕЭП формируют правовую базу Единого экономического пространства, определяют этапы и механизмы сближения национальных режимов или этапы введения норм прямого действия и наднациональных регуляторов. Безусловно, отметила Э.Набиуллина, для разных соглашений будут разные конечные условия интеграции, будут предусматриваться разные этапы и сроки. «По отдельным соглашениям мы планируем выходить на гармонизацию законодательных норм уже в 2011 году, в каких-то сферах данный процесс начнется в 2014-м», - сказала она. После подписания соглашений, по словам министра, предстоит создать необходимую институциональную среду, привести в соответствие им законодательство каждой из стран-участников. «Можно сказать, что основная работа впереди, и мы очень заинтересованы в активном участии бизнеса в её реализации, - заключила министр.- Мы считаем, что сегодня актуальной становится задача создания трёхсторонней площадки для взаимодействия с бизнесом из стран-членов. Уверена, что подключение предпринимательских и финансовых кругов стран ЕЭП к предпринимаемым усилиям по экономической интеграции способствует повышению эффективности решения задач на этом направлении». ИА "Альянс Медиа" |