18.07.2006  Украина: музеи выживут за счет оригинальных предпринимательских проектов

   
   Сегодня в Украине спасение музеев — дело рук самих работников музеев. Они просят у государства лишь одно: не топить их преднамеренно.
   Специалисты вспоминают, что в середине 1990-х в Украине всерьез обсуждался вопрос закрытия музеев — на их содержание не хватало денег. Однако, просчитав все «за» и «против», чиновники пришли к выводу, что консервация обойдется дороже эксплуатации, и оставили музеи в покое. Сегодняшний «покой» заключается в бюджетном финансировании охраны, коммунальных услуг и зарплаты сотрудников. На остальные цели музеи изыскивают средства самостоятельно.
   Ставка на помощь меценатов работает лишь у крупных музеев, например, меценатские взносы по итогам 2005 г. в музее-заповеднике «София Киевская» достигли 590 тыс. грн., что составило 50% от финансирования музея. Однако большинство музейных работников отмечает, что активизация различных форм спонсорской поддержки по-прежнему приходится на предвыборный период и затихает сразу после него. Потому музеи должны сами придумать: как заработать себе средства на существование.
   Например, «Чаепитие на веранде» — услуга киевского Литературно-мемориального музея Михаила Булгакова. Желающим предлагается провести время на легендарном балкончике, где за ужином собиралось семейство Булгаковых: чай, варенье, сухофрукты плюс общение с сотрудниками музея и погружение в атмосферу прошлого обойдется в 20 грн. благотворительного взноса.
   «Все началось с организации Благотворительного фонда поддержки дома-музея Булгакова в 2003 году, — говорит Ирина Воробьева, старший научный сотрудник музея и член правления «Благотворительного фонда содействия развитию музея Михаила Булгакова в Киеве». — Затем мы выиграли грант в размере $5 тыс. от американского фонда UCAN, поддерживающего социальное предпринимательство, и пустили эти средства на развитие проекта «чаепития». Специально был разработан дизайн посуды, стилистика веранды, все подчинено главной концепции нашего музея — продолжать традиции Дома». Благодаря стартовому капиталу все выдержано в наилучших традициях киевской интеллигенции до мелочей: посуда, чай, традиционные для Киева прошлого века рецепты варенья и печенья.
   Презентации, концерты, официальные приемы, тематические вечера и даже свадьбы сегодня все чаще проводят в помещениях государственных музеев. На территории Софии Киевской в 2005 г. проходил прием в честь Дня Независимости; презентации компаний и торжественные вечера периодически устраивают в Музее Ханенко, Музее Ивана Гончара и многих других.
   С чиновниками музеи должны согласовывать стоимость услуг: сегодняшнюю цену билетов нельготных категорий полагают заниженной (1-5 грн. при себестоимости затрат на уровне 40-50 грн.), но чтобы ее поднять даже на пару гривен, необходимо пройти немало кабинетов.
   При условии преодоления ненужных ограничений перспективы музейных проектов довольно радужны, и новаторских идей у руководителей музеев хоть отбавляй. Так, уже сегодня в Музее Булгакова каждый месяц проводятся благотворительные музыкальные вечера. Вход — 50 грн., поместиться в зале могут 25 человек. На заработанные деньги сотрудники планируют купить белый кабинетный рояль и расширить культурную деятельность за счет других мероприятий. Подобные музейные вечера — с привлечением актеров, музыкантов, продажей билетов и получением прибыли — могли бы проводить и другие учреждения культуры.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам журнала "Власть денег" (Киев)