29.09.2010 Таможенный союз-2010: первые итоги и перспективы Законодательная база Таможенного союза продолжает формироваться, в том числе в интересах хозяйствующих субъектов трех стран союза и стран СНГ в целом. Поэтому экономические интересы предпринимателей учитываются. Такое заявление сделал 29 сентября директор департамента экономического сотрудничества и интеграции со странами СНГ Минэкономразвития РФ Андрей Точин на проходящем в Москве двухдневном форуме, организованным Деловым центром экономического развития СНГ. Первый день Международного форума «Таможенный союз-2010: первые итоги и перспективы» был посвящен обсуждению вступивших в силу и готовящихся изменений Таможенного законодательства Таможенного союза в 2010-2011 гг. Он сообщил, что с 1 января 2010 года действует единая система таможенного тарифного регулирования, единый таможенный тариф и единые правила его применения. В наибольшей степени при формировании тарифной политики Казахстан принял условия, существовавшие в РФ и Белоруссии. Поэтому почти 82% внутристрановых тарифов Казахстана претерпели изменения. Для сравнения: в России - до 70% , в Белоруссии - 25%. А. Точин сообщил, что в российский бюджет поступает значительная доля пошлин, собираемых на территории Союзного государства, – до 88%, в бюджет Белоруссии – 4,7%, Казахстана 7,8%. Глава департамента МЭР напомнил, что с 1 июля вступил в действие Таможенный кодекс Таможенного союза. По его словам, это очень сильный инструмент регулирования. Вместе с тем Таможенный кодекс Таможенного союза существенно отличается от применявшегося в РФ Таможенного кодекса. Поэтому понадобилось принятие нового закона, который должен дополнить и установить правовое регулирование тех отношений, которые не урегулированы союзным кодексом. В конце весенней сессии Госдума в первом чтении приняла закон о таможенном регулировании. Сегодня законопроект готовится к рассмотрению во втором чтении. Поскольку закон очень важен для участников внешнеэкономической деятельности, ко второму чтению в поправках следует не только заложить необходимые механизмы развития таможенного регулирования, но и попытаться решить те проблемы, которые были выявлены в ходе применения российского таможенного законодательства. По словам А. Точина, сегодня стоит задача не только обеспечения в рамках единого экономического пространства свободного перемещения граждан, но и свободного перемещения товаров, услуг и рабочей силы. «Без активного привлечения бизнеса к решению этих проблем никакие из принимаемых документов не будут рабочими», - убежден он. Анализ того, насколько проще стало работать бизнесу в новом Таможенном кодексе, со стороны чиновника выглядел следующим образом: «Пока еще не все вопросы союзного и российского законодательства согласованы. Но когда все эти вопросы утрясутся, бизнесу должно стать легче работать, так как нововведения будет очень существенны. Но пока правила окончательно не определены, это создает в работе сложностей больше, чем в условиях, когда существуют понятные, пусть даже очень сложные, правила». А. Точин не стал отрицать, что работать на переходном этапе сложно, однако в будущем должен существенно упроститься переход товаров с территории одной страны в другую в рамках Союзного государства, произойдет упрощение административного режима. «К концу года бизнес почувствует облегчение. Кроме того, снижение административных барьеров, свободное перемещение товаров приведет к усилению конкуренции в отдельных сегментах рынка. Таким образом рядовой потребитель почувствует улучшение условий и с точки зрения ценовых параметров, и с точки зрения качества продукции», - таков оптимистичный прогноз от директора департамента экономического сотрудничества и интеграции со странами СНГ Минэкономразвития РФ. Заместитель министра промышленности и торговли РФ Владимир Саламатов сообщил, что при разработке участниками Союзного государства технических регламентов предпочтение будет отдаваться наднациональным техническим регламентам, то есть регламентам Таможенного союза. При этом в системе технического регулирования России произойдут существенные изменения, так как из внутристрановой она станет надгосударственной. По его словам, приостановлено вступление в силу разработанных, но еще не вступивших в силу национальных техрегламентов, а в дальнейшем новых национальных регламентов разрабатываться уже не будет. Он также сообщил, что в рамках Союзного государства будет создан единый реестр органов по сертификации и испытательным лабораториям, единая форма сертификации, единый реестр выдачи сертификатов и деклараций товара на основе межгосударственных стандартов. Кроме того, будет создана единая информационная система, где будет содержаться не только информация обо всех видах зарегистрированных сертификатов и деклараций, но и о случаях обнаружения опасной продукции по аналогии с тем, как это работает в ЕС. Вершиной всей этой системы должно стать введение единого знака обращения продукции на рынке Союзного государства. Как пояснил В. Саламатов, именно над решением этого вопроса сегодня идет активная работа. «К концу года мы планируем ввести этот знак обращения на союзном рынке и надеемся, что он быстро завоюет доверие населения», - подчеркнул заместитель министра промышленности и торговли РФ. Председатель Экономического суда СНГ Файзуло Абдуллаев сообщил, что в рамках Таможенного союза необходимо ввести также международные правовые регламенты, т.е. надгосударственные правовые регламенты, определяющие параметры экономического взаимодействия трех стран - РФ, Белоруссии и Казахстана. Как пояснил Ф. Абдуллаев, необходимо также определить объем делегируемых Экономическому суду полномочий для разрешения споров между хозяйствующими субъектами стран и организационный порядок их рассмотрения. ИА "Альянс Медиа" |