13.08.2010 Москва: сим-карты продолжают оформлять без документов В Москве по-прежнему без каких-либо проблем можно купить сим-карту для сотового телефона без предъявления документов, хотя это прямо противоречит законодательству. Именно эта возможность дает простор для мошенников оформлять карты на чужое имя, а затем разговаривать в долг, который потом требуют с ничего не подозревающих честных граждан. Полгода назад журналисты уже проводили большое расследован6ие, как в Москве можно купить и оформить на чужое имя сим-карту. Тогда сотовые компании заверяли агентство, что неустанно борются с этим нарушением, штрафуя недобросовестных дилеров, в погоне за прибылью позволяющих абонентам оформлять "симки" без предъявления паспорта. Полгода спустя ситуация ничуть не изменилась. Для пущей эффектности журналисты решили оформить сим-карты на имена генеральных директоров сотовых компаний. У дилера "Билайна" журналисты выбрали тариф "Добро пожаловать" - по нему удобно звонить по России и СНГ. Бизнес у "Вымпелкома" международный, и его гендиректору Елене Шматовой, пожалуй, такой тариф подходит как нельзя лучше. Продавец, которому корреспондент сказал, что оформляет симку для любимой сестры, заметно смущен отсутствием у него паспорта. "Да я с работы выскочил без документов, - говорит корреспондент. - К тому же симка не мне, а сестре". Продавец смягчается и начинает заполнять бланк. Но тут новое препятствие: журналист не знает паспортных данных гендиректора "Вымпелкома", только дату рождения. "Может быть, позвоните ей и уточните?" - предлагает компромисс продавец. "Как я ей могу позвонить, если у нее телефона нет? Для того симку и покупаю". Продавцу эти аргументы кажутся разумными, он спрашивает, где выдан паспорт. "Москва", - отвечаю. Из чего тот делает вывод, что серия должна быть "45 05". Номер паспорта придумывает уже на ходу. Теперь покупатель должен через ближайший терминал положить на номер Шматовой сто рублей и отдать Магомеду квитанцию об оплате, которую он потом передаст своему начальству. Все! Теперь у журналиста есть прямой номер гендиректора "Вымпелкома", а заодно и ее же симка. Похожую стойку, только МТС, журналист находит на Ярославском вокзале и оформляет симку для своего выдуманного "отца" - Евтушенкова Владимира Петровича, 25 сентября 1948 года рождения - по случайному совпадению, его ФИО полностью совпадают с данными председателем совета директоров "АФК-Системы", владельца 52,8% акций МТС. Для Владимира Петровича журналист выбирает хороший тариф - "Много звонков". Господин Евтушенков, несомненно, такой человек, которому звонить приходится много. Продавцы просто источают любезность. На предупреждение журналиста, что паспорта "отца" с собой нет, а паспортных данных его он не знает, продавец с улыбкой говорит, что "это не страшно", и заполняет договор теми данными, которые известны точно. Остальное приходится придумывать. Продавец тоже берет сто рублей, отлучается до ближайшего терминала, кладет Евтушенкову эти деньги на счет и оставляет квиточек себе - для отчета. С симкой для гендиректора "МегаФона" Сергея Солдатенкова не возникает уже и этих проблем. Комплект для тарифа "Твое время" (тоже очень удобный для делового человека, каким, несомненно, является Солдатенков) продается тут же, в переходе под вокзалом. За сто рублей продавец отдает запечатанный комплект. "А оформить договор?" - вяло провоцирует журналист. "Да не надо!" - отмахивается продавец. Ответственность за оформление сим-карты на чужое имя лежит как на операторах сотовой связи, так и на гражданине, который воспользовался персональными данными другого человека, пояснил Российскому агентству правовой и судебной информации (РАПСИ) специалист в области гражданского права, эксперт в сфере защиты интеллектуальной собственности известный адвокат Александр Глушенков. Оператору за такое нарушение грозит отзыв лицензии, а покупателя могут привлечь к уголовной ответственности. Защитник напомнил, что существуют "Правила оказания услуг подвижной связи" (именно так официально называется сотовая связь), которые устанавливают четкие правила заключения договора и оказания услуг гражданам. Согласно этому документу, договор об оформлении сим-карты обязательно должен быть в письменной форме. А для его заключения обязательно нужно предоставить паспорт. "Ситуацию, когда оператор связи предоставил свои услуги без договора, без предоставления паспорта и на третьих лиц, которые не давали полномочий на заключение подобных договоров, можно квалифицировать как нарушение порядка оказания услуг связи. А такое нарушение уже может привести к постановке вопроса о лишении оператора лицензии на оказание услуг", - отметил Глушенков. Он добавил, что и действия гражданина, оформляющего сим-карты на чужие имена, нарушают российское законодательство. "Настоящие носители этих персональных данных могут заявить о нарушении порядка использования их персональных данных, - подчеркивает адвокат. - Нельзя исключать, что при наступлении негативных последствий деятельность покупателя симок за третьих лиц может быть квалифицирована как мошенничество. Комментарии представителей операторов однотипны: да, кое-где у нас порой еще остались недобросовестные дилеры, но мы за ними следим, подсылая к ним "тайных покупателей" и реагируя на сигналы клиентов, дилеров штрафуем и даже иногда разрываем партнерские отношения. Например, в МТС заверили, что "постоянно проводят мониторинг дилерских продаж и соблюдения дилером процедур подключения с помощью анализа биллинга, контрольных закупок, выборочного обзвона абонентов". Штрафует нарушителей и "МегаФон". "По каждому подтвержденному факту некорректного занесения данных об абоненте в базу при продаже сим-карт с дилера взимается штраф в размере 30 тысяч рублей, - пояснила пресс-секретарь компании Татьяна Иванова. - За повторное нарушение договор с партнером расторгается". В результате, по словам Ивановой, за три года количество партнеров, имеющих прямые агентские договора с "МегаФоном", сократилось с 1600 до 1200. "Причиной расторжения многих из этих контрактов являлось, в том числе, и недобросовестное дилерство", - говорит представитель оператора. В МТС приводят такую статистику: только за последний месяц сумма штрафов за оформление контрактов с неправильно оформленными или отсутствующими паспортными данными достигла 6 миллионов рублей. Как заявила пресс-секретарь компании Ирина Осадчая, в последнее время благодаря усилиям компании уровень подключений, оформленных с нарушениями, снизился на 10% по сравнению с прошлым годом. Осадчая считает, что "обычно мошеннические действия совершают мелкие дилеры или субподрядчики, имеющие не больше трех точек, для которых сиюминутная выручка дороже долгосрочного сотрудничества с оператором". С ней согласна коллега из "Вымпелкома" Анна Айбашева. По ее мнению, главными нарушителями и, соответственно, источниками "левых" симок вполне могут быть мелкие субдилеры, которые находятся на подряде у крупных. Мелких субдилеров обязаны контролировать крупные, а это, видимо, не всегда происходит. "Вымпелком" же, в свою очередь, согласно договору, имеет право оштрафовать крупного дилера, имеющего договорные отношения напрямую с сотовым оператором. "Билайн" приводит такие данные: в Москве и Подмосковье сумма штрафов за нарушение условий регистрации в 2010 году превысила 130 тысяч долларов. А в региональных филиалах в 2010 году за нарушения, связанные с правилами оформления абонентских договоров, было оштрафовано 50 партнеров на общую сумму 35 тысяч долларов. С одним из партнеров был расторгнут дилерский договор, сообщила Анна Айбашева. ИА "Альянс Медиа" по материалам РИА "Новости" |