08.08.2010  Запрет на экспорт зерна ударит по фермерам, считают эксперты

   Россия вводит запрет на экспорт зерна. Это подстегнет цены на мировом рынке и ударит по репутации России как надежного поставщика, считают эксперты. Кроме того, запрет на продажу зерновых на мировом рынке не выгоден отечественным фермерам: они будут вынуждены продавать свой урожай дешевле.
   Сильнее других от запрета пострадают основные импортеры российского зерна — Азия и Северная Африка: Египет, Турция, Сирия, Иран, Ливия, Израиль. «Причем компенсировать все закупки им не удастся — это просто неоткуда сделать. Придется им снижать потребление», — говорит директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина.
   После заявления Путина о временном запрете на экспорт зерна декабрьский фьючерс на поставку пшеницы подорожал на 60 центов — до $8,155 за 1 бушель, максимума, установленного биржей. Последний раз цены поднимались до этого уровня в августе 2008 года. Это решение вызвало также скачок цен на рис и кукурузу. Рис подскочил в цене на 2,8% — до $11,61 за 100 фунтов, а кукуруза подорожала на 4,5% — до $4,355 за 1 бушель.
   «У нас легкая паника», — заявил директор по сырьевым продажам National Australia Bank Майкл Питтс. По прогнозам Международного зернового союза (International Grains Council, IGC), мировые запасы пшеницы к июню следующего года снизятся до 192 млн тонн против 197 млн тонн на конец прошлого месяца. Между тем месяцем ранее эксперты ожидали повышения показателя до 201 млн тонн. Снижение прогнозов связано с сохраняющейся сухой погодой, сокращающей урожай в России, Казахстане, некоторых районах Украины и на северо-западе Европейского союза.
   Очевидно, введение запрета на экспорт зерна из России лишь подтолкнет мировые цены вверх. «Цены на пшеницу могут продолжить повышение до конца августа, — считает Крис Юо из Samsung Futures. — Потребители, вероятно, переключатся на употребление риса».
   В зерновом союзе запрет не поддерживают: он скажется на репутации России как надежного поставщика. «Если сейчас срочно ввести эмбарго на экспорт, мы не выполним заключенные контракты, а это контракты не просто с коммерсантами, это контракты со странами», – заявил президент РЗС Аркадий Злочевский.
   «Не далее как вчера прошло три тендера, которые мы выиграли. В первую очередь египетский тендер, там закуплено 180 тысяч тонн российского зерна. Это значит, что, если мы откажемся от поставки по этим контрактам, египтянам придется перезакупать заново. В следующий раз они, естественно, могут подумать, покупать ли по нашей довольно низкой цене, но ненадежно или купить у французов, тех же американцев по более дорогой цене, но зато с гарантированными поставками», — добавил он.
   Есть и еще одна проблема: Россия создала Таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном, так что есть риск, что зерно будет вывозиться через территорию этих стран под видом казахского и белорусского. Правительство России пока поручило Минэкономразвития внести на рассмотрение комиссии Таможенного союза предложение о принятии аналогичных мер в других странах-участниках. Однако Казахстан, например, имеет собственные планы по экспорту зерна в объеме 6,5 млн тонн.
   На цены же в России запрет на экспорт повлияет не сразу, полагает Злочевский. «Темпы роста цен снизятся, если будут проведены интервенции. Пока мы наблюдаем увеличение стоимости пшеницы на 15% в месяц», — говорит Тюрина.
   Весь вопрос в сроках. Российский зерновой союз призывает власти как можно скорее начать зерновые интервенции в регионах, пострадавших от засухи. Изначально Минсельхоз планировал начать интервенции на рынке 4 августа, но затем перенес срок в связи с неопределенностью по поводу урожая. Теперь в Объединенной зерновой компании, которая выполняет функции оператора торгов, говорят, что интервенции начнутся не раньше конца октября — начала ноября этого года. Такой срок связан с завершением уборки урожая, определением ущерба, нанесенного засухой, и составлением зернового баланса страны и регионов, сообщил пресс-секретарь (ОЗК) Дмитрий Тейбаш.
   ОЗК уже приостановила мероприятия по подготовке и проведению товарных интервенций 2010 года, в том числе дальнейший допуск заявителей к биржевым торгам, а Национальная товарная биржа приостановила аккредитацию заявителей для участия в биржевых торгах.
   Но в любом случае при внутреннем потреблении в объеме 71—75 миллионов тонн и переходящих запасах на 1 июля 2010 года (начало сезона) в объеме 24 миллионов тонн прогнозируемых объемов урожая хватит, чтобы обеспечить потребности России в зерновых. Поэтому, считают в Российском зерновом союзе, причин для повышения цен на хлеб в стране нет.
   Член Совета федерации Александр Починок считает, что запрет на экспорт зерновых не сулит отечественным производителям ничего хорошего. «Очень жалко, что принимается такое решение. Оно, безусловно, выгодно таким трейдерам, как «Гленкор», которые с этим и обращались, чтобы можно было сослаться на форс-мажор и не исполнить контракты. Но встаньте на позицию крестьянина, который получил хороший урожай. Ему нужно рассчитаться с банками, собрать деньги для нового сельскохозяйственного года, а тут ему говорят: «Нет, экспорта не будет, продавай внутри страны в два-три раза дешевле», — сокрушался Починок.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам "Газеты.ру"