11.07.2006  Особенности национального бизнеса в Узбекистане

   Об особенностях национального бизнеса в Узбекистане мы неоднократно писали в наших предыдущих статьях. Ни для кого уже не является секретом, что любой перспективный и доходный бизнес в республике, так или иначе, переходит в руки семьи Президента И.Каримова.
   Последние события в Узбекистане, приведшие к определенному сближению страны, прежде всего, с Россией, а через нее и с соседями в Центральной Азии, открывали большие возможности развития увядающей экономики страны в целом и узбекскому бизнесу в частности.
   Россия, почувствовавшая свою силу и возможность возвратить утраченные позиции в мире, намерена реализовать глобальную программу энергетической безопасности, справедливо полагая, что источником нестабильности в мире являются энергоресурсы. А если точнее, отсутствие их у одних, и наличие у других.
   Узбекистан широко открыл двери для российских инвестиций в свой нефтегазовый сектор в обмен "на дружбу" против США. Первым ярким свидетельством "поворота" И.Каримова в сторону России стал результат предпочтения российских компаний американским в разработке крупных нефтегазовых месторождений в Узбекистане. Вхождение российского "Газпрома" в Узбекистан повлияло на спад американского влияния на страны Центральной Азии в целом, поставив под сомнение жизнеспособность трубопровода, идущего через Афганистан к Аравийскому морю, краеугольного камня американской политики в Центральной Азии еще до начала крупномасштабной войны в Афганистане.
   Теневую сторону сделку по разработке нефтегазовых месторождений Узбекистана заключили печально известная дочь И.Каримова - Гульнора и российский олигарх узбекского происхождения Алишер Усманов, которому принадлежит значительная доля компании "CORUS", образованной в 1999 году в результате слияния "BRITISH STEEL" и голландской компании "HOOGOVENS".
   Миллиардные инвестиции могли бы оказать существенное влияние на экономику республики, как это, к примеру, имеет место в Казахстане, где природными богатствами власть распоряжается вполне благоразумно. Однако, в Узбекистане, как показывает практика, это, к сожалению, невозможно. Львиная доля доходов от продажи газа, а в скором будущем, и нефти будет оседать в карманах узкого круга лиц, приближенных к главе государства, а точнее семьи Президента Узбекистана Ислама Каримова.
   В нашем случае это, прежде всего, касается дочери И.Каримова - Гульноры, что обусловлено масштабами ее деятельности. Ведь не зря в статьях, публикуемых в Интернете, закрепился термин "гульнаризация", характеризующий коммерческую деятельность в Узбекистане.
   Созданные в начале 90-х годов пионеры сотовой связи в Узбекистане "УЗДУНРОБИТА" и "ДЭУ-ЮНИТЕЛ", после завоевания ими узбекского рынка, к 2000 году значительно повысили свою капитализацию и стали лакомым куском для Гульнары Каримовой, почувствовавшей вкус вседозволенности, благодаря стараниям своего отца и его окружения.
   Каким образом контрольный пакет акций оператора сотовой связи "Уздунробита" оказались в распоряжении Г.Каримовой всего за 4 миллионов долларов США подробно описаны в различных публикациях в Интернете. Получив "сливки" от доходов монополиста мобильной связи, Г.Каримова перепродает ее российской компании "МТС" за 158,7 миллионов долларов США, из которых уже перечислено 121 миллионов долларов США за 74% акций компании "Уздунробита", оставшиеся 26% акций "МТС" выкупит в течение трех лет за 37,7 миллионов долларов США.
   Аналогичная схема была реализована и в ходе покупки Г.Каримовой за бесценок контрольного пакета акций "ДЭУ-Юнител" у корейских предпринимателей, а затем продажи их сначала грекам, а потом российской "Вымпелком".
   По сравнению с этими цифрами, данные, приведенные по результатам бракоразводного процесса Г.Каримовой и М.Максуди (имеется ввиду раздел имущества) выглядят смешными. К примеру, как писала одна влиятельная американская газета - "размер состояния президентской дочери оказался раскрыт в ходе бракоразводного процесса с Мансуром Максуди, бизнесменом узбекско-афганского происхождения, проживающим в США. По документам, в собственности Каримовой осталось: драгоценностей - на 4,5 миллионов долларов США, вкладов в банках Женевы и Дубая - на 11 миллионов долларов США, торговый комплекс - на 10 миллионов долларов США и индустрия ночных развлечений - на 4 миллионов долларов США.
   Смешными кажутся эти цифры еще и потому, что сотовые компании были не главными составляющими "бизнес-империи" Гульнары Каримовой. Ее интерес к нефтегазовому бизнесу возрастал пропорционально росту мировых цен на углеводороды. Однако, по мнению аналитиков, Ислам Каримов, отдавая себе отчет в том, что все под себя подминать не разумно, позволил, хоть и формально, распоряжаться нефть и газом республики другим людям - тому же СП "Зеромакс". На самом деле, фактически всеми активами в нефтегазовом бизнесе через подставных людей, кстати, имеющих отношение к т.н. "улице", распоряжается Г.Каримова.
   Сейчас Г.Каримова планирует продать принадлежащую ей компанию "Камалак-ТВ" российскому олигарху В.Вексельбергу. "Камалак-ТВ" является крупнейшим предприятием республики, владеющей монопольным правом осуществлять ретрансляцию программ российского телевидения в Узбекистане. Ранее "Камалак-ТВ" принадлежала сыну бывшего премьер-министра правительства Узбекистана Исмаила Джурабекова, которая позже была "гульнаризирована" после его отставки.
   Нужно заметить, что >в последнее время Г.Каримова весьма активно занимается расширением своей "коммерческой" деятельности в сфере СМИ. Приобретение "Камалак-ТВ", а также интерес Г.Каримовой в развитии собственных телекомпании "Марказ-ТВ", радиостанций "Radio-Terra" и "Максима", а также печатных издании "Terra" связано с возможностью доведения до населения Узбекистана позитивного имиджа Г.Каримовой как одного из "реальных" приемников И.Каримова.
   Большое влияние на Г.Каримову в этом поприще оказывает Абдухаликов Фирдавс - бывший владелец крупной частной телестудии "СТВ" в г.Самарканде. Абдухаликов Ф., характеризующийся, как весьма пронырливый человек, великолепно представляет себе возможности частного телевидения, ценность и значение которого возрастают на фоне зажатого в жесткие рамки государственного ТВ. Анализируя деятельность Г.Каримовой можно сделать прогноз о полной монополизации рынка частного кабельного телевидения в Узбекистане в скором времени под управлением Ф.Абдухаликова и эгидой этой особы.
   Занимаясь самовосхвалением на страницах своих же периодических изданий, Г.Каримова не упускает возможность провести PR-акции на страницах зарубежных СМИ. Совсем недавно, Г.Каримова, опять же в своем журнале, сообщила, что за интервью с ней борются несколько иностранных журналов. Сведущие источники рассказывают об обратном, Г.Каримова выделила 20 000 долларов США за организацию и проведение ее интервью, с дальнейшей публикацией в журнале "VOQUE".
   Предпринимательскому люду вполне хватило бы и крох "с барского стола" Г.Каримовой, однако, у нее есть сестра - Каримова Лола, а также вездесущая тетя - Тамара Акбаровна (сестра супруги президента), от которых не остается даже "крох". Конечно, ни Лола, ни тетя Тома не могут позволить себя того, что может Г.Каримова. Например, роскошный трехуровневый пент-хауз за 2,5 миллионов долларов в г.Москве.
   Впрочем, тетя Тома довольствуется приватизацией всего, что дает прибыль в Ферганской области, а Лола вынуждена опускаться до повальной приватизации автомобильных стоянок г.Ташкента и банальным отъемом мало-мальски привлекательных бизнес объектов, будь-то ресторан или кафе, у менее родовитых предпринимателей.
   В одном из PR-ских интервью, опубликованных в журнале "Bella-Terra", кстати, также принадлежащей дочери И.Каримовой, журналистка поинтересовалась у Гульнары Каримовой: "Что вы чувствуете, когда у Вас что-то не получается, возникают те или иные проблемы?". "Странный вопрос" - ответила Г.Каримова. Действительно, странный, какие у дочери Президента Узбекистана могут быть проблемы? Слишком рано этот вопрос задан.