09.02.2010  В Госдуме обсудили проблемы трудовой миграции

   9 февраля в Государственной думе прошел круглый стол на тему «Проблемы законодательного регулирования трудовой миграции в Российской Федерации из стран, с которыми отсутствует визовый режим». Об этом сообщила пресс-служба Госдумы.
   «Трудовая миграция является одним из важнейших элементов российской экономики, действенным инструментом защиты внутреннего рынка труда, стабилизации социально-политической ситуации как в отдельных регионах страны, так и в Российской Федерации», - отметила заместитель председателя Госдумы РФ Н.Герасимова.
   «Сегодня, когда на экономику многих государств дополнительно воздействует мировой финансовый кризис, перед внутренним рынком труда остро встает вопрос: как соблюсти баланс привлечения мигрантов и работников из числа сограждан, чтобы обеспечивать приоритетное право на трудоустройство своих граждан в условиях нарастающей безработицы и социальной напряженности? Конечно же, в этой ситуации нам необходимо отслеживать состояние рынка труда и реагировать на ситуацию нормативными актами и квотами с тем, чтобы оптимально реагировать на все его изменения», - подчеркнула вице-спикер.
   В 2006-2007 годах российское миграционное законодательство было реформировано, и это означало переход к политике «открытых дверей» для мигрантов из стран СНГ.
   Принципиальными моментами нового законодательства являлись: введение уведомительной процедуры постановки на миграционный учет для граждан стран СНГ, заменившей разрешительную регистрацию по месту пребывания, действовавшую ранее; упрощение порядка оформления разрешения на работу, которое получает теперь самостоятельно трудовой мигрант (а не работодатель, как это было раньше) в течение десяти дней после подачи заявления в территориальный орган ФМС России. Оба положения применимы к гражданам стран СНГ, въезжающим в Россию в безвизовом порядке. В том, что касается стран, для въезда из которых в Россию требуется получение визы, порядок регистрации и получения разрешения на работу остался прежним.
   Только за два года действия новых правил численность легальных трудовых мигрантов из стран СНГ в России выросла в четыре раза.
   Однако есть и проблемы - порядок установленный постановлением Правительства РФ № 681 от 15 ноября 2006 года, в п. 28 содержит оговорку: «Выдача разрешений на работу производится в пределах установленной квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, утверждаемой ежегодно Правительством Российской Федерации».
   Правительство РФ установило на 2009 г. квоту в размере 1 млн 250 тыс. 769 приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности. В целом Правительство РФ утвердило на 2009 г. квоту на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в количестве 3 млн 976 тыс. 747.
   Россия становится привлекательной для трудовых мигрантов, и демографическая ситуация такова, что, невзирая на мировой финансовый кризис, все равно будет нуждаться в привлечении трудовых ресурсов. В этой связи возникает необходимость в формировании легальной, прозрачной, контролируемой трудовой миграционной индустрии. Созрела необходимость создания базы данных по определению потребностей в рабочей силе.
   Но это не решает вопросы по нелегальной трудовой миграции, наносящей ущерб в сфере политики, экономики и социальной сфере, хотя мировая практика знает примеры, как нелегалов превратить в полноценных граждан.
   Сейчас трудовая миграция стала не только средством выживания значительной части населения, но и реальным механизмом стихийной экономической интеграции. Низкая мобильность трудовой миграции определяется сложностями в трудоустройстве, жилищными проблемами, отсутствием системы профессиональной подготовки и переподготовки. Крайняя неравномерность занятости в регионах России обусловливает дисбаланс в распределении трудовых ресурсов по территории страны.
   Трудовая миграция, в первую очередь, нуждается в государственном регулировании, так как оказывает свое воздействие на самые разные стороны жизни общества: экономику (в части количества и качества трудовых ресурсов, налоговую базу, уровень безработицы и конкуренции в области занятости); социальную сферу (создает дополнительную нагрузку на систему социальной защиты, здравоохранение, образование, жилищное и транспортное обслуживание); межнациональные отношения; криминогенную обстановку и др.
   Усиление воздействия на российскую экономику негативных последствий мирового финансового кризиса, в свою очередь, сказывается и на национальном рынке труда. Обозначилась тенденция к высвобождению трудовых мигрантов и российских работников, росту безработицы в большинстве регионов страны, особенно моногородов.
   Непростая ситуация на рынке труда в нашей стране обусловила необходимость совершенствования механизмов управления потоками трудовых мигрантов, придания этим механизмам гибкости и адекватности складывающейся в регионах России миграционной ситуации. (На 27 января 2010 г. число официально зарегистрированных безработных РФ составило 2 млн 166 тыс. человек, при этом общая численность безработных составляет 6,2 млн чел., что составляет 8,2% от экономически активного населения).
   В ходе круглого стола были рассмотрены проблемы, которые присутствуют в сфере законодательного регулирования деятельности трудовых мигрантов из стран, с которыми отсутствует визовый режим, пути совершенствования методик оценки потребности в иностранной рабочей силы и эффективности ее использования.
   Трудовая миграция способна и должна стать для России одним из ресурсов экономического развития. Для этого нужен взвешенный подход к проблеме и управляемый процесс регулирования потоков трудовых мигрантов, считают участники круглого стола.
   ИА "Альянс Медиа"