30.11.2009  Таможенный союз начнет работу с 1 января

   В Минске президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали документы о создании трехстороннего таможенного союза. Он начнет работу с 1 января 2010 года.
   Это событие можно оценить как своеобразную кульминацию интеграционных процессов трех соседних бывших советских республик. Как заявил Президент РФ Дмитрий Медведев, лидеры трех стран "впервые договорились передать часть суверенитета в наднациональный орган" - в Комиссию таможенного союза.
   Заодно они одобрили договор о таможенном кодексе, который вступит в силу с 1 июля следующего года, а также приняли единый таможенный тариф.
   Таким образом, впервые после развала СССР в 1991 году три бывшие советские республики вступили на путь формирования единого экономического пространства, в рамках которого будет проводиться единая политика в отношении товаров, услуг и рабочей силы.
   Работа над этими документами шла непросто. В середине 1990-х Минск и Москва уже объявляли о формировании двустороннего таможенного союза. Но тогда сторонам не удалось договориться о полной унификации пошлин. Не удалось продвинуть и Договор об экономическом союзе 1993 года и Таможенном союзе "пятерки" в 1996-1997 годы с участием Украины. Был и проект "Казахстан-Россия", как ядро нового новой интеграции на постсоветском пространстве.
   Да и сейчас при подготовке таможенного союза трех государств давали о себе знать проблемы политического и экономического свойства. В Минске, например, некоторые эксперты утверждали, что Белоруссия, вступая в таможенный союз, "может потерять перспективы развития отношений с Евросоюзом в рамках программы "Восточное партнерство". На эту тему высказывался и Александр Лукашенко. Он подчеркивал, что некоторые договоренности "не во всем несут позитивный эффект" для его страны.
   Если переводить "озабоченности" Белоруссии в конкретику, то Минск требовал отмены экспортных пошлин на российскую нефть и одинаковой цены на энергоносители, а также в обмен на повышение до российского уровня ввозных пошлин на импортные автомобили. Беларусь желает организовать на своей территории сборочное производство легковых автомашин для беспошлинной их продажи в России и Казахстане.
   Но главное было все же в том, что в основу концепции таможенного союза закладывалась не политика, а экономика. Поэтому в условиях кризиса речь шла о принципиальном признании того, что есть выгоды и они значительно больше издержек. Достаточно привести только один пример. В условиях кризиса за январь-сентябрь 2009 года объем товарооборота между Россией и Казахстаном уменьшился до 9,1 млрд долларов - это на 40% меньше показателей прошлого года.
   Поэтому Москва, Минск и Астана проводили "широкие маневры" в сторону поисков компромиссных решений. В этой связи первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил, что существует разработанный единый тарифный план, в который вошли 92% пошлин Российской Федерации. При этом Россия пошла на снижение пошлины на некоторые группы товаров, а ее партнеры - их повысили.
   Единый тарифный план вступит в силу 1 июля следующего года.
   На работу над общим законодательством таможенного союза отведено чуть более двух лет. За это время в полной мере должны проявиться преимущества и недостатки функционирования союза.
   При этом отметим, что принципы ВТО, куда стремятся Россия, Белоруссия и Казахстан, имеют отличие от тех, которые заложены в основу работы созданного союза. Но в условиях мирового кризиса происходит смещение акцентов - если пойдут дела в таможенном союзе, то переговоры с ВТО могут претерпеть так называемые "технологические", но не принципиальные изменения. При этом важно отметить, что руководство трех государств не отказывается от идеи свободной торговли.
   В целом считается, что экономический эффект от создания таможенного союза следует ждать к 2015 году.
   В среднесрочной перспективе к союзу могут присоединиться Кыргызстан и, возможно, Армения.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам "ФК-Новости"