20.06.2006  Правительство учится не повторять своих ошибок

   В понедельник глава МЭРТ Герман Греф порадовал президента статистикой. Оказалось, что по итогам пяти месяцев и инфляция низкая, и ВВП растет быстрее, чем предполагалось. Но самое удивительное - промышленное производство в мае 2006 года увеличилось на 10,6% по сравнению с маем 2005 года. А это почти за гранью экономических закономерностей. Однако рациональное объяснение данному факту все-таки есть.
   Инфляция за первое полугодие, по прогнозу Германа Грефа, составит 6,2-6,3%. Темп, заданный в начале этого года, говорил только о том, что к декабрю инфляция опять будет измеряться двухзначным числом. Однако весной случилось чудо. Цены резко остановились и, судя по данным Грефа об инфляции в 0,1% в начале июня, разгоняться дальше не собираются. А впереди традиционно дефляционные август и сентябрь.
   Вице-премьер Александр Жуков уверен, что это чудо вполне рукотворно. "Ничего особенного и не произошло, инфляция просто соответствует прогнозу, принятому правительством", - гордо утверждает вице-премьер.
   Резкий всплеск цен в начале года обусловлен чуть было не вышедшими из-под контроля тарифами на услуги естественных монополий. В первую очередь речь идет о ЖКХ. В конце зимы - начале весны на монополистов надавили. Стоимость коммунальных услуг заморозил президент Владимир Путин, а цены на бензин остановились после ряда встреч премьера Михаила Фрадкова и главы Минпромэнерго Виктора Христенко с нефтяниками.
   Впрочем, есть еще одно объяснение невысокого уровня инфляции - продолжающееся укрепление курса рубля. Как следствие, тревожные данные приходят из внешнеэкономических подразделений МЭРТ: дешевого импорта становится все больше, а дорогого экспорта - все меньше. Попросту произошло замещение дорогих отечественных товаров дешевыми импортными, ЦБ укрепляет рубль, цены притормаживают.
   Вроде бы все понятно, но по логике вещей укрепление рубля и появление на прилавках импортных товаров - это забитые гвозди в крышке гроба российской промышленности. По идее, она должна была просто отойти в мир иной. Но - о чудо! - в мае промпроизводство выросло аж на 10,6% по сравнению с предыдущим маем. Причем выросло в первую очередь за счет обрабатывающих отраслей: выпуска легковых автомобилей (24,3%), производства цемента (22,5%) и стальных труб (23%), а также производства мяса (18,1%).
   Вырос и ВВП. На 6,2% за пять месяцев. Герман Греф даже заявил, что "очевидно, необходимо будет немного скорректировать планы". В сторону увеличения темпов роста, естественно.
   Если продолжить логическую цепочку, то получается, что у российской экономики есть иммунитет против "голландской болезни" - невиданное до сих пор явление для страны, которую захлестнул поток нефтедолларов и, как следствие, дешевого импорта.
   В цифрах, приведенных Германом Грефом и чуть ранее Росстатом, сомневаться не стоит. Вопрос в том, как именно статданными жонглировать.
   Чтобы понять, почему промышленное производство так серьезно выросло, нужно вернуться в май прошлого года, когда аналогичный показатель, но уже в сравнении с достаточно успешным 2004 годом составил всего 1,4%. Почему так мало? Были проблемы с чрезмерным укреплением курса рубля - как раз и проявлялась "голландская болезнь". Бизнес жил в налоговом страхе, нескольким крупным компаниям были выдвинуты налоговые претензии. Собственно говоря, успех мая-2006 объясняет неуспех мая-2005. А промышленность в мае 2005-го по сравнению с апрелем 2005-го (а не с маем 2004-го) резко упала - сразу на 6,4%. Главное: никакого скачка или рывка сейчас не произошло. Более того, по сравнению с апрелем темпы роста выпуска промпродукции были отрицательными: - 0,8%. Впрочем, сам Греф отдает себе в этом отчет: "Такой рост в значительной степени обусловлен низкими показателями прошлого года".
   Упорное нежелание отечественной промышленности умирать связано с торговыми войнами, которые ведет Россия, - прежде всего с Украиной и другими ближайшими соседями. Что касается другой важнейшей статьи, давшей прирост, - выпуск автомобилей, то здесь речь идет в первую очередь об отверточной сборке, а это уже настоящая заслуга МЭРТ, заплатившего кровью за каждое подписанное инвестсоглашение.
   Получается, что "голландскую болезнь" лечить можно - были бы рынки сбыта продукции (как в автопроме) и жесткое вмешательство со стороны государства (как с импортом труб и мяса).
   ИА "Альянс Медиа" по материалам "ГАЗЕТЫ"