06.10.2009  Бизнес-сообщество Кыргызстана: закон о маркировке должен быть отменен

   Бизнес-сообщество Кыргызстана выступает против Закона «О маркировке товаров контрольными (латентными) марками». Об этом заявлено на пресс-конференции.
   «Закон о маркировке принят несколько лет назад, и тогда же доказана его нецелесообразность, - говорит исполнительный директор Международного делового совета Кубан Ашыркулов. - Против введения закона высказался ряд министерств. МЭРТ КР, как госорган, ответственный за политику развития бизнеса в Кыргызстане, снял с себя ответственность за его исполнение. Отмечалось, что закон не принесет доходов бюджету, от него не будет пользы ни государству, ни бизнесу. В итоге, общими усилиями удалось добиться его приостановки. Мы полагаем, что закон должен быть отменен. Однако в последнее время некоторые госструктуры вновь его лоббируют».
   «Латентные марки в Кыргызстане предполагали ввести в целях защиты населения, - отметил директор завода «Кока-Кола Бишкек Боттлерс» Эзель Агаоглу. - Наличие марок должно показать, что товар оригинальный. Введение закона в действие поддерживается налоговыми службами. Они утверждают, что будет увеличение сборов в бюджет. Но если говорить только о нашем заводе, то маркировка наоборот сократит налоговые поступления. По нашим расчетам, на сумму около 40 миллионов сомов в год».
   Эзель Агаоглу утверждает, что инициатива о введении закона в действие является на сегодня главной проблемой для бизнеса.
   «Введение марок скажется на ценовой политике предприятий и, в конечном итоге, на потребителях и дальнейшем развитии бизнеса, - подчеркивает представитель АО «Абдыш-Ата» Нурлан Молдалиев. - Стоимость товаров увеличится. Это будет невыгодно и для потребителей, и для производителей».
   «Мы обеспокоены тем, что введение латентных марок отразится на цене продуктов, - говорит руководитель отдела маркетинга ОАО «БишкекСут» Алевтина Никитенко. - Мы считаем их введение неприемлемым. Тем более, что наша продукция и так защищена».
   «Если говорить об экономической целесообразности маркировки, надо смотреть на то, как она затронет интересы потребителей, - заявил юрист компании «Ак-Бата» Антон Щеглов. - На рынке появляется много компаний с товарами, которые могут быть опасными для потребителей. Что произойдет, если мы будем маркировать разные продукты одинаковыми марками, как предполагается? Человек будет смотреть на то, что товары маркированы одинаково, и сделает выбор в пользу более дешевого, но не качественного, а возможно, опасного для здоровья товара».
   «Маркировка товаров может стать инструментом спекуляции, - убежден заместитель директора ОсОО «Артезиан» Эрмек Сагинов. - Что мешает подделать марки и клеить их на контрафактную продукцию? Несколько лет назад правительство пыталось маркировать чай. Тогда же выяснилось, что введение такого порядка не принесло должного эффекта - количество контрафактной продукции не снизилось. Для нас же маркировка означает дополнительные расходы - на наем рабочей силы, вмешательство в технологический процесс, покупку дополнительного оборудования. В результате стоимость полулитровой бутылки воды вырастет на 25-30 процентов».
   «За рубежом латентные марки для безалкогольных напитков применяются только в Беларуси, - утверждает финансовый менеджер компании «Кока-Кола Бишкек Боттлерс» Динара Искакова. - Ни в одной другой стране мира такого больше нет. Зачем же нам вводить маркировку, если мы стремимся к уровню развитых стран?»